Сегодня по дороге в редакцию я приняла опрометчивое решение — поговорить на улице с цыганками. Это решение не смогло послужить мне бесплатным опытом. За него пришлось выложить 200 гривен, причем наполовину добровольно. Зато я смогла наконец определить для себя структуру уличной цыганской работы, и понять, в каких точках она "цепляет" свой объект.
Цыганский гипноз — интересная, не похожая на классический гипноз техника. В отличие от классической версии, когда клиент приходит к терапевту целевым порядком и специалист вводит его в транс, цыганки ловят клиентов на бегу. Они умудряются в рекордные сроки установить раппорт, обработать клиента и очистить его кошелек с абсолютного его согласия. Причем в процессе работы они "ловят" только тех, кто изначально готов поддаваться, стойкие же сразу отпадают, грубо отослав уличных гипнотизеров в дальнее направление. Но даже в процессе экспресс-работы с клиентом на улице цыганка использует целый набор отдельных приемов. В целом он выглядит чем-то угрожающе неуловимым. Почти волшебным. На самом деле, все эти техники легко раскладываются на пару этапов и в ближайшем рассмотрении оказываются достаточно простыми, но оттого не менее эффективными.
Бытовая суггестия
Любые уличные мошенники выбирают в качестве объектов своей работы людей в определенном состоянии, в большинстве своем "разбалансированных". Это помогает быстрее зацепить и завладеть их вниманием. Цыганки не исключение. Первый шаг их работы — захватить внимание объекта и удержать его. Для этого они бросают фразу-крючок (часто для первого крючка они используют мелкую просьбу о помощи) и внимательно всматриваются в человека, подстраиваясь под его реакцию. Подстройка под человека позволяет быстрее переключить его на себя, то есть снизить уровень его самоконтроля и "вести" по собственному сценарию.
С этой целью используются приемы, которые хорошо знакомы практикующим гипноз — невербальная подстройка (копирование жестов, походки, положения тела, ритма дыхания, даже частоты моргания), вербальное вовлечение с помощью определенных интонаций, скорости речи (причем совершенно неважно, о чем в этот момент говорится, важно — как). В этот процесс первоначальной подстройки цыганки включают любимую нашим обществом тему суеверий, колдовства, иногда — религии (в зависимости от того, как они чувствуют объект, с которым имеют дело) — например, можно услышать о "сглазе", "проклятии", "божественном даре" или "особой судьбе". В конце этого этапа, который занимает несколько минут, внимание объекта рассеивается, он "вовлекается" в сценарий с цыганкой в роли режиссера. Устанавливается так называемый раппорт. Фактически, объект оказывается в состоянии транса, именно в этом состоянии он наиболее управляем.
Комментарий эксперта:
Алла Касаткина, психолог, коуч, автор проекта "Ладная — Я"
Состояние транса очень похоже на сон наяву. Критичность снижена до минимума, человек расслаблен и без сопротивления выполняет команды того, кто транс наводит. Причем, в состоянии транса из-за снижения критичности восприятия можно с легкостью сделать то, что без транса не сделаешь ни за какие коврижки.
Во-первых, не надо ввязываться в рассказы о судьбе. Правды все равно не будет. Будет стандартная схема и угадывание правильного направления "гадания" по вашим зрачкам, по приливу крови к лицу, по другим маркерам. Во-вторых, важно избегать контакта физического, не давать цыганке свою руку. Так она будет считывать все микро-реакции и легко наводить транс. Это сильно облегчает ей подстройку.
Удар на благодарность
Если объект хорошо поддался работе в суггестивной стадии, он запросто готов выполнить любое требование режиссера спектакля, или ведущего в этой ситуации, то есть самой цыганки. Проблема в том (и об этом знают те, кто когда-либо изучал техники гипноза), что человек даже под гипнотическим воздействием не пойдет против своих принципов. Он должен "захотеть" совершить какое бы то ни было действие, например отдать кольца и серьги, а также последние деньги. Здесь на помощь цыганской уличной практике приходит удар в необходимость отблагодарить.
Если тебе оказывают услугу (гадают), помогают в чем-то (снимают порчу) и просят за это взамен хоть что-нибудь, естественная реакция — что-нибудь все-таки дать. Это тот крючок добровольной отдачи, снявшись с которого вы уходите с горьким осадком и недоумением "отдали ни за что". На самом деле, в процессе отдачи вы знали, "за что". В момент, когда цыганка просит денег, она просит их за "работу" или "услугу". И только разорвав с ней раппорт, выйдя из-под ее влияния, вы начинаете понимать, что ни услуги, ни работы на самом деле не было. А потому деньги были заплачены "ни за что".
Комментарий эксперта:
Алла Касаткина, психолог, коуч, автор проекта "Ладная — Я"
Если не слушать гадания цыганки, автоматически отпадает вопрос благодарности с вашей стороны. А благодарность с ее стороны вам (за указание дороги или еще чего-нибудь, что, в свою очередь, является формальным поводом для вступления в контакт и наведения транса) можно ограничить словом "не стоит". Тогда цепочка рвется.
Трудно отказаться от благодарности за оказанную услугу, об этом психологическом эффекте можно прочесть в книге "Психология влияния" Роберта Чалдини. Но быть "хорошей девочкой" или "хорошим мальчиком" всегда обходится очень дорого и всегда оставляет неприятный осадок.
Потому в этой ситуации лучше побыть "плохим", избежать благодарности, но сохранить время, нервы, деньги и безопасность. Однако если человек хорошо понимает, что его разводят, и все равно ведется на это требование отблагодарить, тогда ему лучше сходить к психологу и разобраться с ложным чувством вины. Это будет полезнее в результате и финансово выгодней.
Ловкость рук и никакого мошенничества
Но даже если вам удалось избежать первых двух этапов уличной цыганской работы, а контакт с цыганкой вы все еще не прервали, третий этап поможет лишиться денег с помощью древнейшего примитивного обмана. Допустим, вы извлекли мелкую купюру, болтавшуюся в кармане, и протянули в качестве отступного. Но ведь никто не ходит по городу с одной мелкой купюрой в кармане. Логика подсказывает, где-то в сумке затесалось побольше. "Нельзя давать две гривни (пять, десять), это вредно для кармы (удача отвернется, проклятье нависнет, все умрут). Мне не нужны ваши деньги, но я знаю, что есть купюра покрупней, просто заверните в нее эти ваши порочные двойки (пятерки, десятки) и спрячьте. Мне хватит вот этой единички". Как только вы достанете купюру, чтобы последовать совету, цыганка попытается помочь. И купюры мгновенно оказываются в ее руках. А все, что оказывается у цыганки в руках, возвращению не подлежит. Старым добрым фокусническим жестом она сминает купюру в удобный шарик и кистью прячет ее в рукав. Денег больше нет, а вы свободны.
Впрочем, до этого этапа доходят либо самые глупые, либо самые стойкие объекты, кому просто интересно посмотреть, чем вся цыганская технологическая эпопея закончится. И если все вышеперечисленное все-таки случилось, не корите себя. В конце концов, цыгане — древний, исключительно талантливый народ, их техники работы с сознанием отточены поколениями практического опыта. А против этого не попрешь. Просто нужно внимательней относиться к себе и не пытаться переиграть того, кто придумал саму игру и ее правила. Или отдать за опыт свои положенные 200 гривень и рассказать всем, чего не надо делать в общении с талантливыми специалистами уличного гипноза.
Комментарий эксперта:
Алла Касаткина, психолог, коуч, автор проекта "Ладная — Я"
В цыганском гипнозе транс наводится без запроса клиента и с целью извлечь выгоду, а не помочь. Причем они четко цепляют человека на его желании быстро и легко разрешить болезненную ситуацию или извлечь материальную выгоду — на его самом уязвимом моменте. Ну, и работают они в людных местах с поправкой на отвлекающие факторы.
Если человек попал под цыганскую технику, нужно рвать раппорт (установление специфического контакта), в который цыганка вошла с человеком (состояние подключения на первой стадии общения, когда только рассеивается внимание и снижается самоконтроль). Это делается легко — через переключение внимания цыганки на мелкие, ничего не значащие детали. Пример: "у тебя шнурок развязался" (и плевать, что шнурка нет вообще), или "смотри, птичка полетела". Как вариант — можно цепляться к словам и уточнять детали. Не надо бояться ее голоса, можно самому менять громкость своего голоса. Но ни в коем случае не уходить с цыганкой в закоулки и не вовлекаться в беседы. Лучше вообще возле нее темп шага не сбавлять и смотреть в сторону.
Если пытаешься отделаться от цыган на улице, не надо реагировать на их крики, оскорбления и показную агрессивность. Если хватит смелости, можно даже послать. Они не будут нападать или заниматься рукоприкладством, т.к. это уже подпадает под действие УК. Они могут провоцировать сами, но не пойдут на открытую агрессию. Суть их работы — клиент все отдает сам! Тогда их не за что привлечь к ответственности.