В ближайшее время мэрия собирается подписать инвестиционный договор о введении в столичном транспорте электронных единых билетов. В метро они должны заменить привычные всем жетончики, а появиться — уже в конце этого года. Но сотрудники подземки против: они заваливают КГГА письмами о том, что если убрать жетончики, сотни людей останутся без работы, а пассажиры столкнутся с массой проблем. Эксперты, изучавшие «дело жетонов», уверены: 20–30% пластмассовых дисков сейчас крутятся в теневом бизнесе — неучтенные жетоны конвертируются в дополнительные заработки сотрудников подземки. А метро заявляет об убытках. Одним из таких дел уже занималась прокуратура. В самом метрополитене уверяют: делают все, чтобы избежать воровства.
ВАЛЮТА ПОДЗЕМКИ
О схемах присвоения жетонов нам анонимно рассказал один из сотрудников подземки. Он уверяет, что все это выглядит мелочью, но в масштабах метро набегают приличные суммы. «В сговор могут вступать дежурная по вестибюлю, кассир, старший кассир, милиционер, начальник станции, иногда — толковый электромеханик. Способы, как присвоить неучтенные жетоны, разные. Самый элементарный, но действенный (учитывая большое количество пассажиров) — прием проводится на «воротах» служебного прохода. Если нет камер видеонаблюдения, жетон дежурная нагло берет в руку у пассажиров, скопившихся на вход в час пик. Или тот, кто торопится, просто кладет жетон на верхнюю панель турникета служебного прохода», — рассказал он. Обмануть можно и жетоноприемник.
«Приоткрывается крышка — и жетон падает не в приемник, а на возврат. Пассажир пройти не может — турникет не работает, но вежливый работник проводит пассажира к служебному проходу. Пропустив таким образом изрядное количество людей, работу турникета восстанавливают. Ту же самую схему проворачивают, блокируя путь для движения жетонов (жвачкой, например), они скапливаются, а потом сотрудник их достает. А еще можно устроить «проглатывание» жетона, когда он попадает в бункер, но не посчитан. Даже счетчик жетонов можно «подкрутить». Неучтенный жетон преобразуется в наличные деньги через кассиров: им жетон, а они за него — деньги», — говорит источник.
Киевлянка Евгения вспомнила, как собирались деньги на станции «Черниговская». «Стояли очереди за жетонами. Кому стоять не хотелось, бросали деньги в стаканчик и проходили», — рассказала она. Экс-замначальника главка транспорта КГГА Петр Костенко, работавший в комиссиях по проверке метро, говорит, что благодаря таким вот схемам 20–30% жетонов крутятся в тени: «В день оборот метро составляет 2 млн гривен, то есть таким вот образом теряются десятки тысяч гривен в день. А метро заявляет об убытках. Манипуляции происходят на любом уровне — все зависит от суммы, которую могут украсть. Без сговора с инженерной службой и службой безопасности не обойтись».
УСИЛИЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ
В метро уверяют, что борются с нечестными сотрудниками, но возможность взлома турникетов отвергают. В прошлом году, например, задержали инспектора и 10 кассирш станции «Минская», которые украли из автоматов для пополнения счета 1,2 млн грн. Дело - в Оболонском суде. «После случая на «Минской» контроль за выручкой усилился. Раньше снимали данные раз в три дня, то теперь ежесменно. Все проверяется через сервер. На каждом контрольном пункте и в кассах - камеры. Изображение выводится дежурной по станции и коммерческой службе», — рассказали в метрополитене. А инженер коммерческой службы Андрей Ныпорка уверяет, что турникеты невозможно взломать. «Они опломбированы, а выручку забирает комиссия из сотрудников и милиции», — сказал он.
Однако Петр Костенко в камеры не верит и считает, что все могут договориться. «Кто-то ведь должен их просматривать. И эти люди — часть цепочки. Грубо говоря, раньше делили выручку на троих, а сейчас — на четверых. Камера может в нужный момент окажется на профилактике», — считает он. В подземке со сговорами борются с помощью кадровой ротации. Раз в несколько месяцев переводят персонал со станции на станцию, чтобы не успели притереться друг другу.
КОНТРОЛИРОВАТЬ ЭЛЕКТРОНИКОЙ
Власти считают, что с введением электронного билета такие схемы отомрут. «Эта система позволяет в режиме онлайн отслеживать путь билета, у которого уникальный номер. Сразу будет видно — где им воспользовались. Обмануть систему невозможно ни пассажиру, ни сотруднику подземки», — уверяет советник главы КГГА Александр Кубраков. Но в Москве, где такая система работает, в интернете уже советуют пассажирам: купить через интернет-магазин специальное устройство, которое перепрограммирует любую карточку, и ездить с ней.