Самый глубокий в мире мусорный бак
Пять лет назад автоконцерн Volkswagen запустил ряд исследований, целью которых было доказать простую мораль: люди охотно меняют свое поведение, если предложить им выполнять привычные действия весело и шутливо. Проект получил название The Fun Theory, а первым его экспериментом стала «самая глубокая в мире мусорный бак».
Так в одном из стокгольмских парков установили обычный на вид мусорный бак. Однако внутри его оснастили сенсорной и звуковой системой, имитирующей звук падения предмета с большой высоты. Реагировал бак на каждый потребленный им кусок мусора и этим сумел привлечь большое внимание прохожих. За день эксперимента бак «съел» целых 72 килограмма мусора, что вдвое больше его дневной нормы. Что интересно, люди не только выбрасывали свой мусор, но и собирали его на территории парка, чтобы проверить, что на это «скажет» бак.
Лестница-фортепиано
Печальная статистика утверждает, что на выходе из метро рядовой горожанин скорее станет на эскалатор, чем поднимется по лестнице. Основатели проекта The Fun Theory решили показать жителям Стокгольма, насколько они недооценивают лестницы. Однажды они обклеили переход в метро черно-белыми полосами, изобразив клавиши фортепиано. Одним цветом активисты не ограничились - каждую ступеньку оборудовали сенсором, реагирующим на шаги и воспроизводящим звуки клавиш.
Утром прохожие увидели настоящее пианино, на котором можно сыграть собственными шагами авторскую мелодию. Таким образом, пешеходов поощряли не только укреплять собственное здоровье, но и экономить электроэнергию. Как минимум, последний призыв сработал - в тот день использование соседнего эскалатора сократилось на 66%.
Скрипач в метро
Одним будним утром в переходе метро Вашингтона появился молодой парень со скрипкой в руках, и начал играть. Во время своего 45-минутного выступления скрипач заработал чуть более 30 долларов и внимание всего семи человек, которые остановились его послушать. И только один из 1097 прохожих узнал музыканта, которым оказался всемирно известный американский скрипач Джошуа Белл. Необычную локацию для своего выступления скрипачу выбрали журналисты газеты Washington Post, которые решили проверить, поразят ли ухо среднестатистического вашингтонского прохожего шедевры мировой классики, сыгранные на скрипке Страдивари 1713 года.
За три дня до своего выступления в метро Джошуа Белл собрал полный зал на концерте в Бостоне, билеты на который стоили около 100 долларов. По сравнению с такими цифрами выступление на станции L'Enfant Plaza Metro прошло, мягко говоря, с меньшим успехом. Как вспоминает сам музыкант, больнее всего он пережил паузы между композициями, ведь вместо аплодисментов он слышал необычную для себя тишину. Этот социальный эксперимент доказал, насколько мало мы обращаем внимание на то, что происходит вокруг нас в городе.
Игра в бутылочку
Еще один веселый проект концерна Volkswagen - преобразование контейнера для сбора стекла в игровой автомат, который начисляет баллы за каждую выброшенную бутылку. Обычно процесс сдачи бутылок весьма однообразен - нужно поочередно опускать тару в контейнер. Чтобы сделать такое важное занятие интерактивным, в контейнер вживили лампочки и табло, которое показывает «результат» человека, отправляющего бутылки на стеклотару. Баллы суммируются, когда человек отправляет бутылки в правильное отверстие, над которым светится лампочка. Такая игра особенно пришлась по вкусу азартным людям и, конечно, детям. Впрочем, за реакцией участников эксперимента можете понаблюдать сами.
Лотерея на дороге
Инициатива The Fun Theory, о которой мы уже рассказывали выше, также проводила масштабный конкурс на креативные идеи, которые смогли бы изменить человеческое поведение в городе к лучшему. Победил проект дорожной камеры, фотографирующей законопослушных водителей, давая им шанс выиграть в лотерею. Фото каждого авто заносится в общую базу, из которой впоследствии выбирают водителя-счастливчика. Ему достанется денежный приз, как похвала за соблюдение правил дорожного движения. Сам лотерейный фонд, согласно замыслу автора, будет формироваться за счет нарушителей правил, на которых камера тем более не будет жалеть вспышек. За три дня эксперимента средняя скорость на участке снизилась на 20 процентов, а у водителей, получивших лотерейный билет, точно повысилось настроение.