ТОП-5: мировые проекты возрождения городских рек


Фотография: shutterstock.com

Фес, Марокко

Город Фес в Марокко насчитывает 2 млн. жителей и исторический центр, входящий в число объектов наследия ЮНЕСКО. Через центр города протекает река Фес, когда-то давшая городу жизнь. Еще несколько лет назад она была помойной канавой, заваленной мусором, а речная вода была наполнена химикатами - последствиями традиционных фесских ремесел, обработки кожи и меди. Городские власти, вместо того, чтобы решать экологическую проблему, прибегла к методу «глаза не видят - сердце не болит» и начала постепенно перекрывать отдельные участки реки бетонными плитами. На них возникали стихийные парковки и транспортные развязки.


Фотография: holcimfoundation.org

В 2004 году Комитет ЮНЕСКО потребовал разрушить эти бетонные саркофаги. Городу был нужен архитектурный проект, который не просто выведет реку на поверхность, но и даст понять жителям, что она является ценностью, которую не следует превращать в мусоропровод. Фес получил грант на отвод канализационных стоков и очистки воды, и это был именно тот момент, когда надо было браться за возрождение реки. В 2008 году архитектурное бюро EAST (Bureau of Ecological Architecture & Systems of Tomorrow) марокканско-канадского архитектора Азизы Чаун совместно с архитектором Такако Таджима начали восстановление реки Фес и создание публичных пространств.


Фотография: holcimfoundation.org

«В определенный момент я поняла, что не могу стерпеть уничтожения реки, такой важной части моего города, - рассказала Азиза Чаун на конференции TED. - Мы предложили создать по береговой линии пешеходные зоны и соединить их с городскими улицами, а пустые участки рядом с рекой превратить в публичные пространства, которых не хватает в городе». Сегодня вместо одной из хаотических транспортных развязок можно увидеть публичное пространство, а на месте стихийной парковки - игровую площадку. Проект еще не завершен (например, не сделаны пешеходные тропы вдоль берегов реки) и очистка реки также не прошла полностью. Но в любом случае санитарное состояние и вид реки Фес сегодня уже позволяет проводить вблизи нее время, а освобожденные от автомобилей небольшие площади к этому побуждают. Как говорит Азиза Чаун, «я вернула реку и свой город к жизни».

Пасиг, Манила

Филиппинская столица Манила около двадцати лет сосуществовала с экологически мертвой рекой Пасиг. Вокруг нее существовал целый комплекс проблем: в реку сбрасывались и отходы промышленности, и продукты жизнедеятельности из многочисленных стихийных поселений на ее побережье. Вонять вода в Пасиге начала еще с 70-х годов.

Официальная версия утверждает, что 65% загрязнения реки создают именно нелегальные поселения возле нее, большинство которых не имеет канализации. Социальную проблему Манила стремится решить благодаря программе «обновления трущоб». Жителей поселков переселяют в пригород, но поскольку большинство из них работают в Маниле, людям трудно добраться оттуда на работу, поэтому они возвращаются. Принудительные переселения вызывают конфликты и волны протестов. При попытке одного из таких выселений дошло до убийства одного из рабочих, после чего попытки прекратились. Жители получили возможность купить землю, на которой живут по сниженной цене, а правительство начало программу проведения канализации и обустройства дорог в стихийных поселках.


Фотография wikimedia

Что бы ни было причиной загрязнения Пасига, промышленность или дебри, в последние годы ситуация меняется к лучшему. Правительство стремится привлечь в город туристов, и реку считают одной из потенциальных достопримечательностей. Многие общественные организаций работают с сообществом ради восстановления реки. С 2010 года проходит благотворительный марафон «Run for the Pasig River», существует даже награда - «загрязнитель реки Пасиг». Комиссия по восстановлению реки Пасиг следит за чистотой, то есть ловит тех, кто сбрасывает мусор в реку (конечно, не промышленников, а бедняков), а также следит за тем, чтобы на расстоянии 10 метров от речки не размещались предприятия, жилье или нелегальные поселения. Комиссия также организует работу речных воинов - рабочих, вылавливающих мусор из реки.


Фотография wikimedia

Сегодня уже несколько притоков реки (всего их около сорока) очищены, на их берегах можно даже увидеть цветы. Еще одним видимым достижением стало восстановление рынка Пако, где создали также информационно-образовательный центр, рассказывающий жителям обо всех шагах, предпринятых для восстановления реки, привлекая людей к участию.

Соумил, Йонкерз

Жители двухсоттысячного города Йонкерз в штате Нью-Йорк еще несколько лет назад могли не догадываться, что через центр их города протекает река Соумил, приток Гудзона. В 20-х годах прошлого века Соумил завели под землю - такая защита от паводков казалась надежной, и санитарные проблемы загрязненной реки исчезали сами собой.


Фотография: sawmillrivercoalition.org

В 2007 году город Йонкерз начал проект вывода реки из-под земли как часть ревитализации центра. В 2011 году вода появилась на поверхности, а вместо прежней площади создали небольшой парк, где регулярно проходят фестивали и празднования, и где также удобно просто отдохнуть. Обсуждение продолжались с 2005 по 2010 год и привлекали в процесс планирования студентов, художников, активистов, предпринимателей, местных чиновников, экологов, архитекторов и просто жителей. Трудно сказать, всех ли удовлетворил результат, но «в городе, который часто описывают словами« распад »,«запущенность», Парк Ван дер Донк выглядит шагом к ревитализации. Это заметно и по ресторанчикам, которые возникают вокруг, и по восстановленным домам в окрестностях », - пишет на Tripadvisor пользовательница Шеннон Ли Ґилстад.


Фотография: sawmillrivercoalition.org

На восстановленном участке реки появилась даже фауна: бобры, утки, цапли, угри. Городской власти этот проект показался таким успешным, что Соумил продолжают выводить на поверхность уже на соседних улицах. Понятно, что не ради реки как таковой: такие возрожденные части города привлекают людей и считаются очень привлекательными для бизнеса.

Делавэр, Филадельфия


Фотография: hiddencityphila.org

Генплан Филадельфии, принятый в 2012 году, поставил цель превратить побережье реки Делавэр длиной шесть миль в «продолжение города» - пешеходную и велосипедную территорию. Заброшенные пирсы адаптируют также под жилую и коммерческую недвижимость, а некоторые из них становятся маленькими непретенциозными речными парками.

Вдоль реки тянется парк Washington Avenue Green, из которого можно попасть на Пирс 53 - первый пирсовий парк, с площадкой, с которой открывается панорамный вид на реку и город. В виде уличной мебели здесь используют простые и экологические материалы, и этот небольшой речной парк должен быть хорошим местом для пикников. В 2015 году планируется завершить обустройство тематического «рыболовного» парка на следующем Пирсе 68.

Параллельно с обустройством зеленых зон на береговой линии и пирсах запланированы так называемые «коннекторы» - зеленые полосы, совмещать побережье с сеткой городских улиц, спроектированы архитекторами из Studio Bryan Hanes. В планах также строительство и большего парка, непосредственно спускаться к воде. Правда, он уже будет ограничен торговыми центрами, а под ним разместится паркинг. Но в любом случае планирования этих парков, как и иного строительства, происходит с постоянными общественными обсуждениями, которые заранее анонсируются, размещаются на сайте Delaware River Waterfront Corporation и городских СМИ.

Мансанарес, Мадрид

Почти 10-километровой длины парк Madrid Rio на реке Мансанарес открыли в 2011 году. Его называют и «прекрасным местом для детей», и «триумфом градопланирования», а масштабы проекта впечатляют. Парк - часть проекта ревитализации юго-западной части Мадрида. И хотя Мансанарес - не бог весть какая водная артерия, а небольшая и илистая река, вдоль которой проходила автомобильная трасса, благодаря парку этот район очень изменился. Шоссе сейчас отвели в подземный тоннель, а в Madrid Rio ежедневно приходят тысячи жителей города и туристов.

Над проектом работало архитектурное бюро West 8 MRIO Arquitectos. Кроме пешеходных, беговых и велодорожек парк включает кафе, террасы, концертный зал, культурный центр, детские и спортивные площадки, стену для скалолазания и тому подобное. Реставрация исторических мостов через Мансанарес (в том числе моста Сеговия, старейшего в городе) стала частью проекта.

Парк состоит из нескольких «районов», среди которых Сосновый зал, для которого высадили около восьми тысяч деревьев, Португальский бульвар - популярный среди местных жителей парк с вишневыми деревьями, парк Аргансуела с городским пляжем, идея которого была предложена на юношеском конкурсе.

Реки в украинских городах

Известная реконструкция набережной Южного Буга в Виннице (завершена в 2011 году и осуществлена за счет международной корпорации Roshen) - самый известный пример возвращения реки и набережной городу. Благодаря свето-музыкальному фонтану, на реконструированную набережную стекаются в теплое время года сотни людей. На обустроенной по требованиям доступности набережной есть и велодорожки, и современные детские площадки. В то же время остров Кемпа после реконструкции стал недоступным для посещения - пешеходный мост, соединявший остров с набережной, разрушили в ходе реконструкции. Это не единственный недостаток набережной - фактически в нескольких сотнях метров от нее можно увидеть заброшенные берега с тростником и старые бетонные плиты.


Фотография: sloboda.net

Другой известный пример реконструкции набережной - днепропетровский. Длинную набережную (ее считали самой длинной в Европе) реконструируют в несколько этапов. На ее части создано публичное пространство с зелеными газонами, уличной мебелью и современным освещением, но самое интересное происходит на участке набережной в районе ресторана «Поплавок». В 2013 году активисты из организации К12 начали создавать здесь Квартал искусств, и сейчас тут можно увидеть немало вариаций стрит-арта. Именно здесь проводятся уже регулярные благотворительные распродажи Garage Sale.


Фотография: peshenkov.wordpress.com

О потенциале Днепра, который не используется Киевом, говорят все урбанисты, попадающие в столицу. Еще в 2012 году мировые архитекторы предлагали варианты обустройства зоны Приднепровья. Эти проекты пока остаются только интересными идеями, а реальные проекты реконструкции (например, Почтовой площади) вызывают много справедливой критики.

В Украине есть много городов и городков, которые не знают, что делать со своими реками. Можно надеяться, что вскоре мы станем свидетелями интересных проектов их возрождения и преобразования берегов в доступные и привлекательные пространства.