Выезжая из Киева в харьковском направлении, мы попадаем на едва ли не единственный в Украине полноценный автобан, т. е. автомагистраль с максимальной разрешенной скоростью 130 км/ч (на самом деле все 150, если использовать предусмотренный в КоАП «лимит безответственности» в 20 км/ч). Жаль, что эти 15 км удовольствия быстро заканчиваются. Проезд Борисполя затруднен плотным городским трафиком и множеством светофоров с левыми поворотами. Чтобы не попасть в затор, с Левого берега лучше выехать на окружную Броваров, а оттуда вместе с грузовым потоком идти на объезд Борисполя.
Первая половина трассы сейчас проходит полную реконструкцию, которая уже приближается к финалу. От Иванкова до Бзова ремонт, в основном, уже завершен. Новая четырехполоска пока еще не имеет разметки, кое-где не доделаны обочины и отбойники. От Бзова начинается временное сужение до 2-х полос с ограничением скорости 70 км/ч, но обгоны на большей части разрешены, а временами попадаются и полностью завершенные участки, открытые в обе стороны. Свежее полотно под колесами не производит впечатления идеального. Из новшеств — надземные пешеходные переходы и современное освещение в некоторых селах.
От Пирятина почти до самых Лубнов дорога была отремонтирована 5 лет назад, и ее состояние удовлетворительное. Многострадальную Лубенскую объездную расширяют до 4-х полос. Первые 4 км уже закончены, а дальше вдоль старой покореженной двухполоски только сделана насыпь под расширение.
ЛУБНЫ — ПОЛТАВА
За Лубнами на протяжении всей Полтавской области дорога осталась прежней, и, судя по всему, в ближайшее время ей светит только ямочный ремонт, который местами уже проводится. Лишь самые плохие участки перестилают заново. Движение интенсивное, обгонять тихоходов часто не дают закрытые повороты, подъемы и сплошная осевая. Даже на прямых участках обойти караван из фур не так-то просто. Некоторое облегчение приносит расширение до 4-х полос на подъезде к Решетиловке и перед Полтавой. А вот многополосное шоссе, казалось бы, обходящее Полтаву по касательной, по сути, уже давно превратилось в обычную городскую улицу со светофорами и пробками. Город все острее нуждается в полноценной объездной дороге. К слову, если вас раздражает толчея в Полтаве, попробуйте сразу за Лубнами уйти на Миргород (его лучше обойти по объездной), дальше — на Опошню, и через Артемовку выскочить обратно на М-03.
ПОЛТАВА — ХАРЬКОВ
Четырехполоска после Полтавы заканчивается очень быстро, сужаясь перед поворотом на Красноград. Все чаще попадаются ямки и колдобины, но объезжать их намного легче благодаря меньшей интенсивности грузового трафика. Обгонять длинномеры иногда помогает дополнительная 3-я полоса на подъемах. После Валок начинается долгожданная четырехполоска плохого качества, ненадолго сужаясь на объезде Люботина, и лишь после этого приходит настоящее дорожное счастье — полностью реконструированная, идеально ровная, ярко размеченная трасса до самого Харькова. Машина идет как по маслу, и сразу же забывается изматывающая тряска, сопровождавшая нас почти всю дорогу от Лубнов.
НАШИ ВЫВОДЫ
Харьковская трасса М-03 не даст водителям расслабиться даже после завершения реконструкции. На относительно скоростном участке от Киева до Лубнов останется много населенных пунктов с ограничениями скорости. А на извилистой дороге после Лубнов придется скучать в тянучках за фурами. Благо, заснуть им не даст тряска на кочках и грубых латках. Придорожных заведений на трассе хватает, но в большинстве они далеки от евростандартов, а зачастую и недешевы. Лучше заранее проверить по приведенному здесь списку, где у вас примут к оплате кредитную карту и в каком заведении есть Wi-Fi. А английский поймут в единичных случаях. Зато с топливом никаких проблем: вы не раз встретите АЗС вашего любимого бренда.