Ездить в булочную на такси в Киеве стало на 5—10 гривен дороже, хотя бензин вот уже месяц как стабилен. Повышение коснулось в основном операторов, которые предлагали один из самых низких тарифов. Если раньше, например, за поездку с улицы Милославской (Троещина) на Крещатик платили 50—55 гривен, то теперь 65, а с Ревуцкого на Харьковском на Каблукова (Соломенка) вместо 64 стало 73 грн.
«У оператора, с которым я работаю, было до 1200 машин. Но зимой и сейчас сотнями люди уходят, задешево катать невыгодно — с ямами больше денег на ремонт стало уходить, мы же за свои все чиним. Посмотрите на дороги! — сказал нам таксист Валерий. — Чтобы как-то удержать водителей, дешевые операторы подняли цены». Несколько его коллег подтвердили, что тоже немного подняли цену из-за колдобин и ремонтов.
В самих службах такси повышение либо отрицают, либо ссылаются... на технические новшества! «У нас на днях новую компьютерную программу поставили, она стоимость поездки рассчитывает. И теперь иначе считается маршрут. Кое-где другие повороты появились, кое-где проезд запретили. Поэтому поездка может обойтись дороже», — сказала нам одна из руководителей офиса «Абсолют-Такси» Анна, не пожелавшая назвать фамилию.
Председатель профсоюза таксистов Украины Василий Попик говорит, что службы такси наверняка спекулируют. «У нас нет нормальных служб такси со своими машинами. Это фирмы по предоставлению информуслуг. Там компьютер и телефонистки, у них затрат — копейки! С ними договариваются о предоставлении услуг на радиоволнах и отдают им за вызов 5—20% цены заказа, в зависимости от класса машины, даже лицензий у водителей может не быть. А настоящие таксисты часто работают сами. У них и постоянная клиентура есть, и цены они якобы из-за ям не повышают. Это просто желание урвать денег».
Бороться с нелегалами под шашечками собираются на городском уровне. Мэрия и Госкомпредпринимательства намерены создать реестр служб такси, работающих лишь с легальными таксистами, которым будут выдавать специальные карточки. ГАИ будет проверять документы у тех, кто повесил себе шашечки, но не имеет лицензионной карточки на лобовом стекле, говорит глава Госкомпредпринимательства Виталий Апостолов. Видимо, цены у этих служб будут выше, чем у «грачей», однако власти уверяют, что их таксисты будут опытными и знающими город. Как быть с теми, кто возит пассажиров без шашечек, пока не решили.
СРАВНИМ ЗАРАБОТКИ
Так ли бедно живут таксисты? «Грачи» могут заработать в удачные дни до 1000 гривен (это около 20 мелких выездов — по 50 грн.), а по пятницам и в выходные бывает по 2—3 тысячи (если попадаются клиенты в Борисполь и оттуда — это 150—170 грн. в один конец, скажем, от района вокзала). «Около 30% на бензин идет, что-то — гаишникам, плюс ремонт. Прибыль — 300—400 гривен», — говорит «вольный» водитель Олег Вершигора. Таксисты, работающие со службами, жалуются. «1000 гривен у меня бывает, но нечасто, ведь я по тарифу катаюсь, а не «с потолка» суммы называю, как «грачи». В удачный день — около 800 гривен. Оператору отдаю 160 грн., 400 грн. — на 50 л бензина. Выходит 240 в карман, но отсюда еще надо выложить на ремонт. Так что на еду остается 100—150 гривен».