Первый этап разработки «Стратегии развития Киева до 2025 г.» подошел к концу. Напомним, проект был начат в феврале этого года. Для разработки создали Консорциум исполнителей, в который вошли Фонд «Эффективное управление», международная консалтинговая компания «The Boston Consulting Group», авторитетные украинские институты.

ЗАЧЕМ. Долгие годы Киев развивался хаотично. Единственный документ, который мог бы регулировать его развитие — Генеральный план, — и то не брался в расчет. Хаотичная застройка столицы привела к тому, что киевляне начали устраивать массовые акции протеста, порой доходило до кровопролития. Город заставлен ларьками, а центральные гастрономы отданы под коммерческие офисы и бутики. Теперь приходится принимать экстренные меры: открывать маленькие магазинчики, чтобы горожанам не нужно было ехать за хлебом и молоком две-три остановки. Застроены высотками склоны Днепра, которыми бы гордился любой европейский город, а туристам показывали бы как достопримечательность и символ украинской столицы.

Проблема возникла и с детскими садами, школами, поликлиниками — их «забывали» проектировать при задумке нового микрорайона. Дошло до того, что молодым родителям приходится ждать в очереди свободного местечка в детский садик. Но получить его они могут тогда, когда малышу уже пора в школу. «Комфорт складывается из простых, но важных параметров — удобство общественного транспорта, надежность работы инженерных сетей, доступность здравоохранения и образования, состояние окружающей среды», — уточняет Серей Перапечка, руководитель проектов компании «The Boston Consulting Group». Однако эти сферы финансировались чуть ли не в последнюю очередь.

Тарифы на «коммуналку» в столице поднимались регулярно, что тоже вызывало возмущение людей, они даже в знак протеста не оплачивали услуги. Несмотря на это, коммунальщики все хуже подметали дворы, убирали снег, подъезды.

Для того чтобы город развивался нормально, ему необходима стратегия развития, причем в ней должно быть четкое понимание: каким должен быть город в будущем, как он будет развиваться.

Например, когда Фонд «Эффективное управление» разрабатывал стратегию города Львова, то пришли к выводу — это город для туризма. Теперь городские власти Львова наполняют стратегию конкретными предложениями по развитию. Во Львов действительно потянулись люди — тут открываются более дешевые гостиницы, бурно развиваются кафе и ресторанчики, а на заработанные деньги Львов улучшает жизнь горожан. Но Львов — маленький город по сравнению со столицей. У Киева гораздо больше возможностей.

Разработчики «Стратегии» выделили восемь основных направлений, по которым столице нужно двигаться в ближайшие годы.

«ПЕРВОКЛАССНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА»

Киеву нужно начать с дорожной инфраструктуры. Спасти Киев от транспортного коллапса поможет сеть подземных тоннелей, в т. ч. и под Днепром. Идея уже отнюдь не фантастическая — столица ведет переговоры с иностранными компаниями о строительстве первого тоннеля от Дарницкого моста — с Китаем, Японией, Индией и Европой.

«В столице нужно построить несколько тоннелей. Три из них — под Днепром. Первый пустить с Оболони на Троещину, второй — от станции метро «Левобережная» до площади Победы и третий — от Чапаевки до Осокорков. Кроме того, нужны тоннели от нового Дарницкого моста (Кирпы) под Ботаническим садом до Железнодорожного шоссе. Нужен тоннель под Краснозвездным проспектом», — сказал Владимир Воробьев, директор института «Киевдормостпроект». «Один погонный метр подводного тоннеля стоит 60 тыс. евро. А тоннель может быть длиной от 1,5 до 14 км», — говорит начальник «Киевавтодора» Георгий Глинский. Строительство тоннелей серьезно разгрузит все мосты над Днепром и решит проблему съездов с них.

Киеву необходима новая Большая окружная дорога. «Это не дело, что через столицу проходит транзитный транспорт. Дорога должна пройти через Киевское море и Украинку», — считает Владимир Жмуцкий, член Общественного совета «Стратегии развития Киева до 2025 г.», эксперт Центра Разумкова. С ее появлением транзитные машины уже не будут въезжать в столицу. Но пока такой дороги нет, в ближайшее время следует достроить старую окружную. «Пока она у нас закончилась в районе площади Шевченко. А нужно продолжить до ул. Богатырская и замкнуть старую окружную в кольцо вокруг города. Также надо построить дорогу от ул. Заболотного до Бориспольского шоссе. А то транзитные грузовики выезжают на Столичное шоссе и создают пробки», — считает Георгий Глинский.

Пока Киев по пробкам еще не сравнялся с Москвой, но уже близок. Самые узкие места — мосты через Днепр и центр города. Например, средняя продолжительность пробок на мосту Метро — около 2-х часов, на ул. Б. Житомирская и Артема — 11 часов! То есть машины здесь стоят целый день. По мнению руководителя проектов BCG Cергея Перапечки, эффективные методы борьбы с пробками — улицы с односторонним движением, выделение полосы для общественного транспорта и оборудование «карманов» для них. Кроме того, было бы хорошо запретить въезд грузовиков в часы пик, а товары в магазины завозить ночью.

Городу нужно уменьшить количество маршруток, а вместо них по главным магистралям должны ездить большие комфортабельные автобусы. Владимир Жмуцкий считает, что маршрутки могут соединять лишь пригород с Киевом. «Маршрутки выручали нас в первые годы независимости, точно так же, как «кравчучки». Но сейчас они создают проблемы и стали даже опасны. Нам нужны автобусы, троллейбусы с низкой посадкой, чтобы и пожилые люди, и мамы с колясками могли туда зайти. А частные маршрутки можно использовать для подвоза пассажиров к Киеву из пригорода», — говорит Жмуцкий. Таким образом может улучшиться ситуация на дорогах.

Одним из выходов для города эксперты считают городскую электричку. «Это электропоезда, которые ходят вокруг столицы по железной дороге. Она пересекается с нашими станциями, и пассажиры могут пересаживаться с линии на линию с ее помощью. Но для этого нужно, чтобы электричка ходила с небольшими интервалами, была комфортной, и оборудовать все подходы к станциям», — считает Владимир Федоренко, начальник Киевского метрополитена.

«СДЕЛАНО В КИЕВЕ»

Столица должна стать привлекательной для частных инвестиций. А для этого нужно написать единые, прозрачные «правила игры». Чтобы бизнесмен был уверен, что, вложив миллионы в Киев, однажды решением районного суда он не лишится своих денег», — говорит эксперт МЦПИ Александр Жолудь. Для этого в Генплане нужно заложить зонирование, как это делается в США и Европе. «Мы будем точно знать, где можно вести высотное строительство, где промышленное, где жилое. К каждой зоне должны быть подведены все коммуникации — дороги, электричество, вода, отопление. Подготовленные участки со всеми разрешительными документами и землеотводами, где указано, что именно тут можно построить, формируют в пакеты и выставляют на аукционы. Так город заработает гораздо больше средств», — считает депутат Киеврады Дмитрий Андриевский.

По мнению руководителя проектов компании BCG Сергея Перапечки, для улучшения бизнес-климата в столице нужно упростить разрешительную систему и сделать прозрачной и понятной систему открытия и закрытия бизнеса.

Причем в Киеве, как и в Европе, нужно сделать так, чтобы предприниматель мог открыть бизнес автоматически, без всяких беганий по кабинетам чиновников. Бизнесмен должен всего лишь отправить письмо городским властям и сообщить, какой бизнес и где он собирается вести. «Если у властей нет законных возражений, то по прошествии 3—5 дней после отправки письма предприниматель приступает к работе. Никакого согласия власти не требуется», — говорит Андриевский.

«ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»

Для того, чтобы соответствовать современным тенденциям городского развития, Киев должен переходить на электронное управление — «электронное правительство». Оно включает в себя три компонента. Первое — создание единого городского интернет-портала, где можно узнать всю информацию, задать вопрос, подать заявку на оформление документов или оплатить штраф. Второе — внедрение электронного документооборота во всех основных органах городской власти, что снижает расходы и экономит время. Третье — внедрение электронных систем управления ресурсами: единая база данных всей арендуемой коммерческой недвижимости, учет платежей и т. д. Благодаря им городские власти смогут получать своевременную и полную информацию и принимать оперативные решения. Поскольку такие системы дорогостоящие, то внедрять их придется постепенно. Например, в столице нужно открыть разрешительный центр — «единое окно».

«У нас только на бумажные согласования может уйти полтора года. А в России за это время могут построить целое производство. Поэтому мы хотим, чтобы всю хлопотную работу за инвестора делала местная власть, сводя к минимуму коррупционные схемы и бюрократические проволочки, которые могут оттолкнуть инвесторов от вложения средств», — говорит заместитель главы КГГА Руслан Крамаренко. Центр будет оборудован электронной системой документооборота, электронной очередью и электронным архивом. Если идея будет реализована, бизнесмену достаточно будет подать документы и через некоторое время прийти за решением со всеми подписями. «Многие города в мире уже используют возможности «электронного правительства» — обеспечивают чиновникам доступ к своим виртуальным рабочим местам с любого компьютера, упрощают систему отчетности, контроля и принятия решений», — отмечает Игорь Гончаренко, менеджер проектов Фонда «Эффективное управление».

«КУЛЬТУРНАЯ ДОЛИНА»

Из Киева планируют сделать туристическую и культурную столицу.

В частности, необходимы события, которые бы сделали столицу Украины заметным явлением на туристическом рынке мира. В том числе и событийный, культурный, спортивный туризм, организация международных деловых и корпоративных конференций. «Сделать город знаменитым за счет крупных культурных мероприятий можно, и довольно легко», — считает Влад Троицкий, организатор «Гогольфеста», член Общественного совета «Стратегии развития Киева до 2025 г.». Разработчики Стратегии в Киеве предлагают аналогично «Силиконовой долине» создать в Киеве «Культурную долину» — центр развития творчества и искусств мирового уровня. Серьезно обновить репертуар театров, экспозиции музеев, сделать их современными.

«Мистецький Арсенал» — это тот мегапроект, который сможет стать брендом Киева, — считает директор «Мистецького Арсенала» Наталья Заболотная. — У нас самый большой музей в Европе после Лувра. Пока никто в странах СНГ не занимался привозом коллекций мировых шедевров, за которыми выстраиваются очереди. А мы это будем делать. К нам приедет выставка Эдварда Мунка. Кроме того, мы сделаем ретроспективу Казимира Малевича, где соберем шедевры из 12 мировых музеев! На такие выставки точно приедут иностранцы».

Еще нужно проводить концерты звезд первой величины, как это делается в Праге. На такие концерты съезжается молодежь со всей Европы. Привлечь туристов могут и кулинарные туры, где брендом станет и украинский борщ, и котлета по-киевски.

«Правда, туристы должны чувствовать себя комфортно в Киеве. Для этого им нужны туристические информационные пункты, указатели памятников, аудиозаписи экскурсий на иностранных языках», — говорит Андрей Лобач, старший менеджер проектов Фонда «Эффективное управление».

«ДНЕПРОВСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА»

В городе нужно сохранить и благоустроить прибрежные зоны Днепра. Пожалуй, ни одна европейская столица не может похвастаться пляжами в центре города, островами с редкими растениями и древними склонами.

«Чтобы сохранить наши острова, нужно категорически запретить въезд туда машин. А также, наконец, принять поправки к законам, которые запрещали бы ставить машины на газоны», — говорит Владимир Жмуцкий. Необходимо запретить и строительство высоток вдоль берегов Днепра, а склоны очистить от мусора и разбить там парки, проложить дорожки, провести освещение.

«Промзона на Теличке, находящаяся на самом берегу Днепра, могла бы стать культурно-развлекательным или деловым центром города. Ведь набережная и острова Днепра по праву могут называться жемчужиной города. Эти территории могут стать рекреационной зоной европейского уровня, если их оборудовать современной инфраструктурой», — считает старший менеджер Фонда «Эффективное управление» Андрей Лобач.

«ЗДОРОВЫЙ ГОРОЖАНИН»

Разработчики стратегии считают, что усилия города нужно направить на развитие инфраструктуры для здорового образа жизни киевлян — беговые и велосипедные дорожки, спортплощадки, стадионы, бассейны. В городе должны появиться и велостоянки.

«В Европе большое внимание уделяется дворовому футболу, там проводят уличные спортивные соревнования. То же самое можно организовать и в Киеве», — считает Отто Стойко, главный врач Городского центра здоровья.

«Раньше в Киеве были так называемые тропы здоровья. Последняя еще осталась на Русановке. Вдоль беговой дорожки стоят различные тренажеры: пробежался, потренировался на тренажере, дальше побежал. И по утрам там много народу», — говорит член общественного совета, эксперт Центра Разумкова Владимир Жмуцкий. В парках столицы аниматоры могут организовывать занятия гимнастикой для всех желающих.

В медицине нужно пересмотреть распределение средств. Больше денег направлять на первичную помощь — участковые и семейные врачи. Это позволит в дальнейшем сэкономить на дорогой специализированной помощи (кардиологи, онкологи).

«Мы хотим ввести в Киеве систему, когда врач был бы заинтересован, чтобы его пациенты меньше болели. И получал бы вознаграждение за то, что он добился высокой профилактики заболеваемости. Для этого он должен постоянно находиться недалеко от людей, которых он обслуживает, проживать рядом, должны быть созданы необходимые условия для его работы, в том числе и технические», — говорит глава КГГА Александр Попов.

«ЦЕНТР РЯДОМ С ДОМОМ»

«Чтобы жизнь в столице была комфортной, нужно соблюдать баланс размещения жилья и рабочих мест. Сейчас мы этого не видим, от этого на дорогах создаются заторы в часы пик, а транспорт переполнен. Нужно стимулировать «новые города» — центры деловой активности не только в центре, но и на периферии. Чтобы горожане жили там, где они работают», — говорит Сергей Перапечка. Под новым городом имеются в виду новые бизнес-центры, торгово-развлекательные центры, гостиницы, выставки, которые могут разместиться и на левом берегу, и в отдаленных районах правого берега. «Все это позволит разгрузить дороги в центре и создать рабочие места ближе к домам жителей левого берега», — считает Андрей Лобач.

«МЕЖДУНАРОДНАЯ ГАВАНЬ ШТАБ-КВАРТИР»

Еще одна идея — использовать потенциал Киева как столицы государства, которая находится на стыке Европы и России. Уже сейчас в Киеве как городе, куда могут попасть без виз россияне и некоторые европейцы, становится модно устраивать различные деловые и корпоративные конференции. Было бы правильно поддержать этот тренд, а также придумать правильную мотивацию для крупных транснациональных корпораций открывать свои головные офисы по СНГ в Киеве, а не в Москве. «Прежде всего, Киев должен использовать свое положение как «посредника» между Россией и Европой», — подчеркивает Владимир Лавренчук, член Общественного совета «Стратегии развития Киева до 2025 г.», председатель правления «Райффайзен Банк Аваль».

«ОТ УСПЕХА СТРАТЕГИИ ЗАВИСИТ ЭКОНОМИКА ВСЕЙ СТРАНЫ»

Наталья Изосимова, директор Фонда «Эффективное управление»:

Мы очень признательны Администрации города за приглашение войти в Консорциум исполнителей по разработке Стратегии развития города Киева до 2025 года. Мы уверены, что благодаря объединению усилий всех участников ему обеспечен однозначный успех. Этот успех, на наш взгляд, определяют три основных фактора.

Во-первых, четкий фокус на приоритетах, а именно строгий и дисциплинированный отбор только самых важных инициатив для каждого этапа внедрения.

Во-вторых, баланс между стратегией и тактикой, необходимость идентифицировать, так называемые быстрые победы и долгосрочные результаты.

И, наконец, в-третьих, человеческий фактор. В процесс должны быть вовлечены как команда профессионалов, так и гражданское общество, без поддержки которого по-настоящему ярких результатов добиться очень тяжело.

Хочу подчеркнуть, что от успеха реализации данной стратегии зависит не только процветание столицы, но и экономический рост всей страны, поскольку доля Киева в экономике страны очень велика.

segodnya.ua