Согласно исследованию Коалиции "За свободную от табачного дыма Украину", на сегодняшний день в Киеве исчезла прямая реклама табачной продукции. Но продавцы нашли выход – и используют другой способ привлекать внимание к своему товару. Особенно часто грешат рекламными нарушениями в столичных МАФАх.
Каким способом в Киеве продавцы сигарет нарушают закон, и почему торговлю табачными изделиями в МАФах могут запретить, пишет "Обозреватель. Кияни".
Как рекламируют сигареты в МАФах
Во время мониторинга столичных торговых заведений активисты Коалиции проверили около ста магазинов и киосков.
"Исследования по Киеву показали, что прямой рекламы - плакатов с логотипами, призывами и акциями - не осталось", - заявил "Обозревателю" Тарас Шевченко, директор Института Медиа Права и, по совместительству, руководитель проекта "Киев без табачного дыма".
Но были зафиксированы другого рода нарушения. "По стимулированию продаж уровень исполнения закона в Киеве – 61%. В 39% случаев мы фиксировали нарушения – все, что помогает выделить отдельные сигареты, привлечь покупателей к конкретной марке", - отметил Шевченко. Это подсветка витрин, мини-лайтбоксы с "подкруткой" пачек, использование плакатов с характерными фигурами и линиями, напоминающими конкретные марки сигарет.
Как правило, нарушителями являются многочисленные киоски. Если такие нарушения будут продолжаться, продажу сигарет в киосках могут запретить. "С МАФами всегда много проблем – нелегальная торговля, контрафакт. Неисполнение владельцами киосков и сетей этого закона, а также запрета на продажу алкогольных и табачных изделий детям может привести к полному запрету торговли табачными изделиями в МАФах", - подчеркнул Андрей Скипальский, председатель правления регионального центра представительства "Жизнь", одного из организаторов мониторинга.
Штрафы: 30-50 тысяч гривен
Общественные организации считают ныне действующий закон о запрете рекламы табачных изделий практически идеальным. "Это наше достижение, что закон запрещает любые действия, следствием которых является увеличение спроса на определенный товар. Законы с полным запретом исполняются лучше, ведь нарушения более очевидны", - отметил руководитель проекта "Киев без табачного дыма".
Штрафы для нарушителей предусмотрены довольно крупные – от 30 до 50 тысяч гривен. Правда, после введения нового закона за его нарушение еще не штрафовали – пока все привыкнут к новым правилам работы.
Стоит отметить, что проверять соблюдение закона и штрафовать не так уж просто. "Внеплановые проверки мы можем проводить только по обращениям граждан. Иначе мы обязаны предупредить о своем приходе за 10 дней", - говорит Олег Кобельков, начальник отдела Госпотребинспекции Украины.
Кроме того, новый закон вступает в конфликт с правилами торговли, законом о защите прав потребителей и законом о защите от недобросовестной конкуренции. Они требуют полной и исчерпывающей информации о товаре, выставления товара в витрине, чем могут воспользоваться табачные производители. Ведь четкого определения, где заканчивается стимулирование и начинаются права потребителя, нет. "Многое зависит от судов. Ведь любой штраф можно оспорить. Мы понимаем, что украинские суды далеки от идеала. Есть риски, что попробуют откупиться", - отмечает Шевченко.
Сигарета – атрибут сексуальности?
В Коалиции уверены: отсутствие рекламы уменьшит продажу сигарет и появление новых курильщиков. "Реклама табачных изделий прямо влияет на количество выкуриваемых курильщиком сигарет и появление новых курильщиков. Особенно восприимчивыми к такой информации являются дети", - говорит руководитель Коалиции.
Психологи также поддерживают запрет рекламы. "В рекламе используются образы – сексуальные девушки и мужчины. И формируется мнение, что сигарета – неотъемлемый атрибут сексуальности. Идет пропаганда. А молодежь всегда шла за навязываемыми обществом стандартами. Если бы так же активно пропагандировался здоровый образ жизни, то можно было бы говорить о равновесии. Но поскольку социальной рекламы очень мало – действительно, правильно запретить рекламу сигарет", - считает психолог Елена Кривошта.
Но она убеждена: одного запрета рекламы в деле оздоровления общества мало. "Само отсутствие пропаганды – это хорошо. Но если мама или папа курят – ребенку все равно, он это видит. И для этого ребенка отсутствие рекламы не играет никакой роли. Кроме того, есть еще влияние социума, друзей", - говорит психолог.
В декабре вступит в силу еще один запрет – на курение в общественных местах. Остается надеяться, что все эти нововведения дадут именно те результаты, на которые рассчитывают борцы с курением. А не сделают "запретный плод" еще слаще.