Подписанты (а это около 60 компаний) договорились о единой ценовой политике. А именно — минимальная стоимость проезда не должна быть меньше 2,5 грн. за 1 км пути, минимальный тариф (за расстояние не более 3 км) — 30 грн. в центре и 25 грн. — в спальных районах. По подсчетам «k:» (учитывались расценки 90 столичных служб такси), сегодня средняя минимальная стоимость проезда составляет 23,55 грн. (минимум — 15 грн., максимум — 32 грн.) на расстояние в среднем 4,5 км (от 1 до 12 км в разных службах). Стоимость километра поездки в пределах города составляет в среднем 2,25 грн. (от 1,5 до 3 грн.). Если все столичные службы перейдут на единый тариф, половине из них придется повысить минимальный тариф даже в спальных районах. А для поездок по центру города цены нужно взвинтить девяти операторам из десяти. При этом две трети компаний сейчас закладывают в минимальный тариф более длительную поездку, чем предлагается меморандумом. Также около двух третей компаний выставляют цену одного километра поездки по городу ниже 2,5 грн. Таким образом, в среднем поездки по Киеву с учетом всех факторов могут подорожать на 30–35%. К слову, некоторые фирмы, подписавшие меморандум, уже пересмотрели свои тарифы.
При этом, как предполагается, с увеличением стоимости проезда повысится уровень сервиса столичных такси. Согласно меморандуму таксисты должны платить диспетчерским службам комиссионные в размере не менее 10% от заработанного. При этом отдельно оговаривается наличие отдельного помещения для работы, профессиональной радиосвязи и пр. Увеличение заработков диспетчеров и улучшение условий их труда позволит сохранять в службах квалифицированные кадры. Кроме того, водителей компаний, подписавших меморандум, обещают экзаменовать на знание города. Чтобы гарантировать пассажирам стопроцентное предоставление машины под заказ, решено также создать единый реестр информационно?диспетчерских служб Киева: если в службе, в которую обращается клиент, машины не находят, заказ автоматически попадает на общий сервер. Помимо этого меморандум предусматривает отказ компаний от сотрудничества с наемными водителями такси и диспетчерами, которые были уволены другими службами из-за неэтичного поведения по отношению к пассажиру или за невыполнение обязательств перед диспетчерской службой. Впрочем, вряд ли пассажиры заметят, что качество обслуживания повысилось. Ведь исполнять или не исполнять все упомянутые выше положения для фирмы дело добровольное.
По словам вице-президента Ассоциации информационных диспетчеров и водителей служб такси Виталия Корниенко, новые тарифы рассчитаны по формуле, предложенной Госкомпредпринимательства. «Себестоимость 1 км пути для «Дэу Ланоса» — 1,14 грн. Чтобы обеспечить зарплату водителю на уровне 5 тыс. грн. в месяц, содержание штата диспетчеров и прочее, минимальный тариф должен составлять 2,5 грн. за километр. Если же возить, как предлагают некоторые компании, «за 20 грн. 10 км», то водитель на кусок хлеба себе заработать не сможет, а уж о том, чтобы выплачивать кредит или провести капремонт машины, речь вообще не идет», — объяснил он. По словам Виталия Корниенко, нынешнее объединение служб должно сработать в первую очередь против так называемых колец — виртуальных диспетчерских служб, которые не арендуют отдельных помещений, цифровых линий, а иногда даже не имеют собственных автомобилей.
Однако предложенные инициативы поддержали далеко не все киевские службы такси. «Да, с нелегальными службами такси нужно бороться. Но прежде всего смущает намерение сделать ставку минимального заказа единой для всех. Если машины оборудованы таксометром, понятие минимального заказа вообще нужно отменять и переходить к «плате за подачу машины». А то получается, что, проехав и 1 км, и 3 км вы платите 30 грн. В кризис мы и без того потеряли много клиентов, если повысим стоимость проезда, от нас могут уйти еще до половины пассажиров. К тому же установление единых цен попахивает монопольным сговором», — поделился с «k:» директор одной из компаний, которая решила не присоединяться к меморандуму. Нарекания участников рынка вызвало и требование брать фиксированную комиссию и вступительный взнос за участие в объединении, а также «рекомендации» покупать программное обеспечение только одного производителя. «Комиссия не может быть фиксированной, потому что это бонус для водителя: хорошо поработал — комиссия меньше, плохо — повышаем», — объяснил директор службы такси.
По мнению ряда участников рынка, меморандум направлен не столько на борьбу с демпингом, сколько на расчистку рынка крупными операторами от мелких конкурентов. «Если через полгода из нынешних 160 служб такси останется 80, потом 40, с ними будет гораздо проще работать городским властям. Директоров этих сорока служб потом наверняка соберут и скажут: либо мы запускаем на рынок службу, которая будет ставить тарифы ниже самой низкой планки и вы не выживете, либо же все вы объединяетесь в одну диспетчерскую и платите мзду в коммунальное предприятие, условно — «Муниципальное такси». Ни много ни мало — 50% от заработка, как это сейчас происходит с коммунальными рынками», — не исключает директор одной из служб такси, пожелавший остаться неизвестным. Одним из подтверждений вероятности такой схемы является давнее намерение мэрии внедрить квотирование количества автомобилей в столице. Однако, по словам Виталия Корниенко, если узаконить стандарты для диспетчерских служб, прописанные в проекте меморандума, говорить о квотировании уже не придется, поскольку количество участников рынка и без того существенно уменьшится.
{google}