СПЛОШНОЙ УБЫТОК
Для киевлян вновь неутешительные новости: привыкать к нынешней цене на проезд в метро не стоит. Недавнее повышение цен вряд ли будет последним, ведь подземка даже при тарифе в 2 гривны продолжает работать себе в убыток. Начальник Главного управления ценовой политики столичной мэрии Василий Яструбинский заявил, что вопрос подорожания метро будет пересматриваться, однако конкретных сроков чиновники пока назвать не могут.
- Метро и по сей день не выходит из убытков. Дотаций не хватает. Скажу одно: лишь в 2000 году, когда проезд стоил 50 копеек, затраты метро хоть как-то покрывались. После этого пошли одни убытки. Благодаря тому, что проезд повысился до 2 гривен, метрополитен смог заработать порядка 70-80 млн гривен, но это - при убытках 205 млн гривен! - говорит он, добавив, что подорожание проезда будет рассматриваться только после принятия бюджета Киева на 2011 год.
БОГАТЫЙ БРАТ ЗАПЛАТИТ
Из-за недостаточного финансирования существует угроза безопасности пассажиров.
- Нет денег, работы по обслуживанию метрополитена выполняются не вовремя. Мы должны понимать, что это может отразиться на безопасности людей, поэтому давайте все вместе поймем, что оставлять ту цену, которая есть сейчас, недопустимо, - призвал Василий Яструбинский.
Однако, как следует из его слов, если плата за проезд опять повысится, по новым тарифам, возможно, будут платить не все. Основной удар придется на более обеспеченных пассажиров метро.
- С 1 января, скорее всего, уже введутся некоторые элементы так называемой социальной карты. Будет разработана специальная система, когда те, кто более обеспечен, будут платить больше, нежели те, у кого средств меньше, - рассказал чиновник, отметив, что сейчас ведутся соответствующие расчеты.
- Во всем цивилизованном мире эксплуатационные затраты подземки оплачивают сами пассажиры, покупая жетоны или проездные. А вот уже расходы на развитие метро покрываются за счет бюджета. Точно так должно быть и в Киеве: эксплуатация покрывается за счет тех, кто пользуется транспортом, а развитие - это уже деньги бюджета, - констатировал Яструбинский.
КОПИЛКА МЕТРО
Подробнее о доходах метро рассказала главный экономист КП «Киевский метрополитен» Людмила Шаблий. По ее словам, за 2009 год предприятие получило 7 млн гривен, а в 2010-м рекламная выручка составила 6 миллионов. Правда, жалуется экономист, в нынешнем году 80% денег от рекламы придется отдать городу.
Помимо рекламы в копилку подземки капают деньги и от аренды различных помещений (киоски, разнообразные лотки и др. конструкции). Конкретные цифры назвал Василий Яструбинский.
- За 2008 год от аренды мы получили 23 млн грн., в 2009-м эта цифра составила 21 млн грн. В нынешнем году ожидаем, что доход составит тоже порядка 20-21 млн грн. Но не забывайте, что половина этих средств отправляется в казну столицы, а половина - остается в распоряжении метро, - рассказывает чиновник.
P.S. Итак, судя по настрою как чиновников мэрии, так и представителей КП «Киевский метрополитен», избежать очередного повышения стоимости проезда в метро явно не удастся. Когда - это вопрос времени и, как заявляют в метрополитене, «вопрос экономической ситуации в стране». Кстати, об экономических перспективах на ближайшие несколько лет не раз с экранов телевизоров говорил, а точнее, предупреждал глава правительства Николай Азаров: последующие два-три года будет трудно. Остается надеяться, что эти трудности, в том числе подорожания, мы переживем, причем - достойно.