Старинные киевские особняки ждет новая жизнь — к Евро-2012 власти хотят их преобразить и водить по ним экскурсии. Как рассказал нам глава комиссии по вопросам культуры Киеврады Александр Бригинец, для этого почти в каждом старинном здании будут создавать нечто привлекательное для туристов — сувенирные магазины, музеи, небольшие отели, рестораны. «Главное — чтобы такие здания не перестраивали, поскольку памятники архитектуры нельзя переделывать по закону. Большие выставки в них не разместишь. Но, например, уже есть идеи по поводу небольших музеев — например, Малевича. Это будут не его картины, а экспозиция, связанная с жизнью художника. Или музей мещанского интерьера. Тоже хорошая идея», — считает Бригинец.
В список особняков, с которыми будут работать, войдут 30—40 самых известных исторических зданий. Среди них — «Замок барона» и домик Сикорского на Ярославом валу, знаменитый «Розовый домик» и прочие. В основном, ремонт особняков будут делать за счет инвесторов, которые, как рассчитывают в комиссии по культуре, будут их выкупать, реставрировать и следить за их состоянием. Ведь сейчас многие исторические здания находятся просто в катастрофическом состоянии.
ПРОДАЮТ. Правда, вовсе не факт, что инвесторы будут щадить исторические особняки и делать в них лишь сувенирные лавки и музеи.
На «Замке барона», что на Ярославовом валу-1, уже давно висит объявление о продаже, и мы решили «прикупить» исторический особняк.
«Хочу купить замок для своего иностранного друга-бизнесмена, он ему очень понравился. Только он хочет там сделать гостиницу к Евро. Сами понимаете, нужна парковка, а ведь это памятник архитектуры, можно ли там перестройкой заниматься?» — спросили мы. Однако нас «успокоили». «Да, памятник, но у нас можно все, что хотите, — утешил нас менеджер компании Константин. — Каждый второй исторический памятник перестроен, остается только фасад, внутри все новое, помещения перепланированы. Тем более, в этом здании нужно проводить полную реконструкцию: перекрытия деревянные, и их нужно менять. Все можно прописать в договоре о реконструкции. Хотите парковку, ее можно сделать в подвале, убрать оттуда трубы — и 5—6 машин у вас там поместится». По словам Константина, построить в здании сауну или бассейн тоже можно. «Сложно, но можно договориться при составлении договора, мы знаем, как договориться с мэрией». При договоренности, можно встраивать в исторические здания лифты — «в проеме между лестницами прекрасно влезет небольшой лифт, там ширина 1,5 метра». Такая реконструкция, по словам Константина, может потянуть на $6 млн: «Плюс цена самого здания — она в два раза больше, $12 млн».
КТО ЕГО СНЕСЕТ? ОН ЖЕ ПАМЯТНИК!
В КГГА к идее сносов особняков относятся отрицательно. «Никто памятники истории сносить или перестраивать не будет! Ведь это памятники! Как только кто-то из инвесторов интересуется зданием, мы тут же ищем исторические документы и только согласно им можем разрешить реконструкцию», — сказал нам замглавы КГГА Леонид Новохатько.
Во время реконструкции, по его словам, запрещено перепланировать помещения, убирать старинную лепнину, ее можно только реставрировать. Запрещено в этих зданиях, говорит он, оборудовать бассейны, подземные парковки, вставлять пластиковые окна: «Мы всегда настаиваем на том, чтобы окна при реставрации оставались деревянными, а не пластиковыми (современные стеклопакеты также могут делать из дерева, но это очень дорого. — Авт.)! Даже цвет фасада должен быть точно историческим. Например, на Минкульте (ул. Франко, 19) пришлось поменять голубую краску фасада на терракотовую, потому что таким здание было в прошлом веке. Для реконструкции составляют договор, и там четко прописываются все детали».