В конце недели, 17 октября, в Украине будет отмечаться Международный день борьбы за ликвидацию нищеты. В преддверии этого, так сказать, "праздника", решил узнать, как живется киевским бомжам. В Киеве сейчас находится от 1200 до 1600 лиц без определенного места жительства. И это только число тех, кому были выданы паспорта. На самом деле количество бомжей гораздо больше. Хотя и эта цифра ужасает, для наглядности пример: 1600 человек - это плацкартный поезд из 30 вагонов.
Основными пассажирами "поезда социального дна" являются приезжие, которые не смогли устроиться в столице; киевляне-алкоголики и киевляне-бывшие заключенные, лишившиеся своего жилья. Главными местами обитания, по признанию бомжей, являются летом - леса, парки, а зимой - подвалы, вокзалы, подъезды. Основной источник пропитания - попрошайничество, мусорные баки, сбор и сдача бутылок, очень редко - случайные заработки.
Кто же занимается в Киеве этими людьми? Если говорить о государственной помощи, то в Киеве работают три учреждения, предоставляющие социальные услуги бездомным и лицам, освобожденным с мест лишения свободы: Центр социальной адаптации престарелых, инвалидов и других лиц, которые не имеют постоянного места проживания (с. Ясногородка, Киевская область); Центр учета бездомных граждан (г. Киеве, ул. Суздальская, 4/6), ведущий учет бездомных граждан и проводящий возобновление документов. Здесь же находится и Дом социальной опеки, предоставляющий социальные услуги бездомным и имеющий в своем составе отделение ночного пребывания и социальную гостиницу, стоимостью 4 и 12 гривен соответственно.
Право на пребывание в Доме имеют граждане Украины, иностранцы, беженцы и лица без гражданства, которые постоянно на законных основаниях и после потери прав на жилые помещения проживают в Украине. О работе этого учреждения уже много писалось в СМИ, где главными интервьюированными лицами были руководители и сотрудники Дома социальной опеки. Бомжи без особой инициативы отвечали на наши вопросы, видимо, боялись, что в случае чего, могут лишиться последнего крова. Суть пребывания в этом доме такова: каждый вечер бомж отдает 4 гривны и за это получает ночлег и ужин, который бомжам не нравится из-за своей скудности: икра из кабачков и каша на воде. Со слов бомжей, это только у офиса такое красивое помещение, а вот сама ночлежка-барак - нехорошая: там грязно и размещают по 6 человек. Хотя, с другой стороны, чего бы они хотели за 4 гривны? На вопрос, а кто же живет в социальной гостинице, бомжи ответили, что там живут негры и "айзеры". А вот за помощь в восстановлении документов бомжи выражали низкий поклон начальству.
Есть еще одно заведение, где оказывается помощь бомжам - это городская клиническая больница №1 на Красном Хуторе. О ней опрошенные нами бомжи высказывались с позитивными отзывами.
Уже несколько лет в этой больнице работает отделение с отдельным входом для лиц без определенного места жительства. Это отделение ничем не отличается от обычных, за исключением своих размеров и контингента. Оно рассчитано на 19 мест, но может принять и 28 человек, в отделении 3 мужских палаты и 1 женская, возраст больных в основном от 40 до 60 лет.
Заведующий отделением Артур Оганесович Воскасян рассказал о специфике работы отделения: "Наше отделение - это отделение для социально незащищенных слоев населения, это значит, что все больные будь то хирургические или неврологические, которые относятся к категории бомжей, лежат у нас. Но ими занимаются отдельные специалисты. Кому же нужна сугубо терапевтическая помощь, теми занимаюсь я".
Со слов Артура Оганесовича за первое полугодие 2010 г. здесь пролечились 219 человек, из них с проблемами системы кровообращения 50 человек, 114 человек с болезнями дыхательной системы (брохопневмания, туберкулез, хронический бронхит), 20 человек с болезнями желудочно-кишечного тракта (у каждого- второго хронический гепатит, переходящий в цирроз печени). Бомжи сюда поступают в 70% случаев со "Скорой помощи", около 30% с Благотворительного центра "Стефания", есть случаи с Дарницкой поликлиники, бывают и самообращения.
"Когда привозят бомжа, его моют, переодевают, если у него есть вши, то обрабатывают его специальным раствором. Его старую одежду стерилизуют и отдают ему при выписке. Хотя у нас есть свой сэконд - хэнд и есть возможность одеть бомжа. Если больной в состоянии сам за собой следить - то все гигиенические процедуры он проводит самостоятельно. В случае, если пациент лежачий, то санитарки переодевают его в памперсы, ежедневно меняют постельное белье", - рассказал Артур Оганесович.
Корреспонденту удалось своими глазами увидеть всю эту процедуру. Лохматого с землистым цветом лица бомжа медперсонал привел в отделение. Несколько минут его оформляли, а затем санитарка - бабушка с ангельским терпением и отсутствием брезгливости стала его мыть, обрабатывать раствором от вшей, постоянно крича, чтобы тот не засыпал (видимо, бомж получал огромное блаженство от горячей воды).
Что касается негосударственной помощи бомжам, то тут инициативу в свои руки берут всевозможные организации верующих, правда, неправославные. Они предлагают им кров и еду, а за это бомжи должны работать. По словам бомжей, условия там и правда неплохие, но немногие соглашаются на это, в виду своей лености. Иногда им предлагаются и интеллектуальные виды деятельности. Один бомж, в прошлом рецидивист, похвастался нам личным знакомством с самим Сандеем Аделаджей, якобы тот предложил ему учиться на пастора, чтобы проповедовать среди заключенных. Но бомж отказался, не захотелось ему ехать за 150 км от Киева да еще экзамены на пастора сдавать. Также руку помощи бомжам протягивают многочисленные благотворительные фонды, которые организовывают выездные столовые и в определенные дни и часы кормят бомжей.
Хотя, на самом деле, оказать реальную помощь бомжу и вытащить его со дна -проблематично. Тут мало дать денег, еды, нужно еще и его желание и воля, чтобы что-то изменить. А это не всегда присуще опустившемуся человеку. Еще древние говорили "Не предлагай голодному рыбу, а предложи ему сеть". Иначе мы просто будем плодить паразитов, согласных жить в грязи, зато без лишних хлопот.