Как оказалось, власти решили, наконец, навести порядок с рекламой и вывесками на фасадах домов, с указателями и информдосками, а также велодорожками и другими элементами улиц. Уже в ближайшие несколько лет Киев может преобразиться до неузнаваемости, обещают власти: "Информация в справочнике — это своеобразная планка, ниже которой нельзя опускаться. На обустройство Киева, согласно нормам, потребуется не больше трех лет", — говорит замдиректора Департамента архитектуры КГГА Андрей Ваврыш. Эксперты, впрочем, не настолько оптимистичны: по их мнению, на реальные изменения города уйдут долгие годы.
Снимут по звонку
Справочник носит рекомендательный характер, и в первую очередь рассчитан на тех, кто задействован в обустройстве города: архитекторов, дизайнеров, коммунальные предприятия и частный бизнес. Но если владелец вывески или рекламного плаката проигнорирует новые правила и не демонтирует плакат, который не отвечает новым требованиям, горожане могут звонить в КГГА, и Департамент по благоустройству демонтирует вывеску самостоятельно, а владельца даже оштрафует. "Каждый сможет открыть документ и увидеть, что может быть на его улице и на фасаде его дома, а что — нет. И наводить порядок вместе с нами", — добавляет Ваврыш.
Тротуары без авто
В КГГА нам рассказали, что особое внимание в справочнике отведут пешеходным зонам. По словам замглавного архитектора Андрея Ваврыша, такие зоны должны быть полностью свободны от припаркованных авто, и на них не должны вылазить летние площадки кафе или МАФы. "В справочнике будут учитываться нормы ряда документов: условия зонирования по размещению рекламы, концепция парковочного пространства, правила размещения МАФов и др.", — отметили в главке архитектуры. Каждый из документов предусматривает свое "наказание": предписание, составление админпротокола или наложение админштрафа.
Новые парки
По словам начальника отдела ландшафтной архитектуры Анны Бондар, в справочнике определены несколько приоритетов. Если речь идет о парках и скверах, то укажут, на таких территориях обязательно должны быть лавочки, урны, туалеты и фонтанчики с питьевой водой. Один из важных вопросов — доступность: "У нас и сейчас много людей, которые попадают в категорию маломобильных (пенсионеры, беременные, мамы с колясками, инвалиды). А из-за войны людей с особыми потребностями становится больше. Поэтому городская среда должна быть комфортной и для них. Где-то нужно понизить высоту бордюра, вместо подземного перехода, куда тяжело спуститься — обустроить наземный, а где-то — установить удобные пандусы", — говорит Бондар.
Война с рекламой
Улучшат и внешний вид города, который сейчас, по мнению КГГА, уродует засилье вывесок, рекламы и другого визуального мусора. В справочнике же сказано, что, к примеру, вывески не должны закрывать фасады и декоративные элементы на зданиях, а реклама не должна быть слишком яркой, огромной и разношерстной. Так, например, вывеска кофейни может выглядеть, как небольшая чашечка кофе с аккуратным указателем, и не должна занимать полстены.
Киевляне - за
В Департаменте архитектуры нас заверили, что все предложения обсуждят с общественностью. Горожане идею поддерживают. "Из года в год власти обещают вернуть Киеву красивый внешний вид. Я надеюсь, что хоть в этот раз наведут порядок, и улицы города станут такими, как когда-то: чистыми и уютными", — говорит киевлянин Анатолий Герасименко. Эксперты настроены не так оптимистично — ведь на внедрение норм справочника нужны ресурсы, которых у города пока нет, например, на обустройство паркингов. А до тех пор, пока их не будет, будет крайне тяжело заставить автомобилистов убирать машины с тротуаров. "Чтобы увидеть реальные изменения, потребуется много времени и ресурсов. Столице понадобится не один год кропотливой работы — ведь важно убедить всех участников процесса в том, что такие изменения важны. Кроме того, нужны изменения законодательства на уровне страны. А пока нет гарантий, что они будут приняты", — считает, в свою очередь, эксперт Центра исследования общества Иван Вербицкий.
Опыт переняли у Львова
В главке архитектуры признаются, что велосипед не изобретают — лишь следуют опыту других городов. "Подобные документы есть во многих городах мира. В Украине такой справочник разработан для исторического центра Львова", — говорит Ваврыш. Во Львове правил, прописанных в документе, придерживаются все работающие в городе бизнесмены. "Это приложение напечатали в виде брошюры, и распространили среди предпринимателей. Но властям приходилось все равно ходить от магазина к магазину, разговаривать с хозяевами, просить, уговаривать... Некоторых нарушителей начали демонтировать. И это заработало! Я сравнил вывески тех же брендов в двух городах: Киеве и Львове. Они отличаются кардинально: в Киеве реклама огромных размеров, и за ней часто скрывается исторический фасад здания", — отмечает Иван Вербицкий.