В еще более ужасном состоянии находятся областные и коммунальные дороги — необходимо перестелить до 90% дорожного полотна. Дорожники говорят о том, что на полноценный ремонт у них денег нет, но вот автомобилистам от этого не легче: приходится гробить машины в условиях бездорожья.
Чтобы оценить масштабы проблемы, при помощи экспертов СТО мы попробовали подсчитать, в какие же деньги выльется владельцам езда по плохим дорогам. Для примера мы взяли народный автомобиль «Дэу Ланос», который за год пробегает 30 тыс. км. На киевском СТО «Легион» нам рассказали, что первым делом от езды по ямам страдают колесные диски и резина. Рихтовка четырех дисков с учетом работы стоит 320 грн., а одна покрышка — порядка 800 грн. Ресурс ходовой части в украинских условиях сокращается вдвое. «Гибнут шаровые опоры, амортизаторы, сайлентблоки и другие резинотехнические изделия, которые не в состоянии противодействовать колебаниям», — говорит замдиректора СТО «Легион» Андрей Сорока. Перебрать ходовую «Ланоса» с учетом стоимости работы и запчастей стоит как минимум 2500 грн. Причем на такие деньги можно влететь и даже после одного «хорошего» попадания в дорожную «лузу» глубиной свыше 5 см. А вот если произойдет контакт с ямой глубиной более 10 см, пострадает бампер, и стоимость ремонта вырастет еще на 2—2,5 тыс. гривен.
Еще более плачевными будут последствия попадания колеса в канализационный колодец, например, если дорожники забыли поставить на место люк либо он провалился. «Тогда оторвет ходовую от кузова, — предупреждают спецы, — будет дешевле купить новый автомобиль».
Почему погибают дороги
Чтобы прояснить этот вопрос, мы совместно с журналистом «ТСН» студии «1+1» Максимом Сухенко обратились к экспертам дорожных служб и автомобилистам. Причин дорожных проблем оказалось несколько.
Фактор 1. Перегруз
Дорожные службы утверждают, что одной из основных причин разрушения дорожного покрытия является движение тяжелых грузовиков, которые часто идут с превышением разрешенной полной массы. «Колеса, словно нож, режут дорожное полотно, создавая ямы и колейность», — говорит директор государственного предприятия «Доброякість» Василий Лукашенко.
Дороги, построенные еще в советские времена и по устаревшим нормативам, не рассчитаны на современные автопоезда, способные перевезти 40 тонн груза. В Украине же, согласно ПДД, разрешенная полная масса автопоезда не должна превышать 38 тонн, в то же время в ЕС допустимым стандартом являются 40—42 тонны.
Фактор 2. Температурные колебания
Вода, осенью проникающая сквозь щели в глубину дорожного покрытия, при отрицательной температуре воздуха замерзает и увеличивается в объемах. Естественно, что это приводит к разрывам дорожного полотна, которое не способно противостоять силам природы. В течение зимы таких циклов замерзания/размерзания происходит множество, в результате весной вместо монолитного дорожного покрытия остаются лишь ямы и колдобины.
Фактор 3. Нарушение технологий
Наше исследование показало, что украинские дороги в большинстве случаев изначально являются некачественными по причине нарушения дорожных норм при строительстве. Дело в том, что у дорожников есть деньги на то, чтобы производить ямочный ремонт. Однако, согласно современным строительным стандартам, такой ремонт может являться лишь временной мерой, которая допускается лишь во время основного ремонта дороги. У нас же эта практика давно стала привычной. Речи о том, чтобы строить современные дороги с запасом прочности хотя бы в 10%, даже не идет.
Глава «Укравтодора» Вадим Гуржос рассказал «Сегодня», что ямочный ремонт дороги должен производиться в сухих условиях и при плюсовой температуре воздуха, а края лунки должны быть разогретыми. В то же время журналист телепрограммы «ТСН» телеканала «1+1» Максим Сухенко отмечает, что при подготовке телесериала «Дорогосказ» съемочная группа засняла процесс ремонта асфальта под дождем...
Как объехать яму
Поскольку денег у дорожников на нормальные дороги нет, автомобилистам остается только учиться объезжать ямы. Директор школы повышения водительского мастерства «Корда-профи» Евгений Середницкий рассказал нам, что наезд на яму либо другую дорожную неровность на скорости, с точки зрения безопасности дорожного движения, опасен. «Водитель, заметив яму поздно, резко тормозит — этого может не ожидать водитель идущего сзади автомобиля. А если слишком резко вильнуть в сторону, можно спровоцировать и ДТП», — говорит Евгений. Именно поэтому все движения нужно выполнять только плавно, а перед объездом препятствия внимательно отслеживать ситуацию по зеркалам. «Если вы уже увидели, что без «влета» в яму не обойдется, лучше в нее въехать, чем попасть в аварию с другим автомобилем», — предупреждает он.
А что делать, если яму не удается объехать никак? Эксперт в этом случае советует придерживаться следующего алгоритма. Убедившись, что сзади нет автомобилей, резко нажимайте на педаль тормоза (для обеспечения максимального замедления автомобиля) до момента въезда в яму. При этом упругие элементы передней подвески сжимаются. После этого, непосредственно перед «барьером», необходимо отпустить тормоз и проехать яму на минимальной скорости накатом. Пружины (либо подушки и рессоры) после прекращения торможения «подбрасывают» переднюю часть автомобиля вверх, поэтому колесо проезжает по яме с минимальным давлением сверху. Это позволяет избежать передачи на подвеску сильного удара и повреждения шины и диска об острые кромки глубокой ямы.
Особенно осторожным эксперт рекомендует быть водителям, чьи автомобили оборудованы антиблокировочной системой тормозов: «Машина с ABS, летящая по ямам, практически не останавливается. Блокируется в воздухе колесо, срабатывает ABS, и в итоге эффективного торможения не происходит. Подвеска авто может войти в резонанс, и машина улетит с траектории».
Спорим с ГАИ и дорожниками
Если же объехать и пройти яму мягко по какой-то причине не удалось, и автомобиль пострадал, необходимо, согласно ПДД, вызвать на место происшествия работников ГАИ. Редакционный автомобиль попал как раз в такое ДТП: правое заднее колесо угодило в яму глубиной 15 см, после чего пострадала нижняя часть заднего бампера.
Прибывшие на место ДТП сотрудники ГАИ обвинили во всем водителя. Основанием для этого послужил п. 2.3 ПДД, согласно которому водитель должен быть внимательным на дороге, а также пункты 12.1 и 12.3, которые гласят о том, что при выборе скорости необходимо учитывать дорожную обстановку и в случае необходимости остановиться. Нам в результате грозила ответственность по ст. 124 КоАП — штраф 340 грн. либо лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев.
В ходе получасового спора аргументы инспекторов удалось разбить несколькими основными вопросами:
- Каким пунктом ПДД предусмотрено то, что водитель должен именно объезжать ямы, а не проходить их на небольшой скорости?
- На каком расстоянии, согласно ПДД, водитель должен и может оценить глубину ямы?
- Почему отсутствует предупреждающий о плохой дороге знак и почему яма не была ограждена?
Кроме того, пришлось открыть перед инспектором законодательство и ткнуть в п. 4.1.3 Закона Украины «О дорожном движении», согласно которому, «Покрытие проезжей части не должно иметь углублений, выбоин, наплывов либо деформации, которые затрудняют движении с разрешенной ПДД скоростью». Ругнувшись, инспектор все же вернул нам права. Но дело не закрыл и постановление на дорожников не составил, а передал его в админкомиссию. Окончательную точку в этой истории расставит суд, но первая победа нами уже была одержана.
Технический эксперт Леонид Шубин рассказал нам, что сам попадал в такую же ситуацию и судился. Заседания длились три года, но дело удалось выиграть, компенсировав себе ущерб.