Митингующие взяли админздание штурмом. Безусловно, это событие не случилось бы, если бы возмущение киевлян действующей властью не достигло точки кипения. Но вместе с тем, высказывались предположения, что причина – не только в народном гневе.
Кому могли быть выгодны штурм Киевсовета и блокирование входа в сессионный зал, и какими будут последствия революционных событий для столицы и ее жителей.
Общественность научит депутатов ответственности?
Киевской революцией уже успели окрестить события в Киевсовете его участники. Они считают: проникнув в противоправно закрытую от киевлян мэрию, участники штурма добились серьезного результата – повышения ответственности депутатов Киевсовета за принимаемые решения.
"Люди вышли и показали власти, что они хотят знать, каким образом власть распоряжается землей Украины. И люди имеют на это право. Они выбирали Киевсовет. И если Киевсовет боится или не может ответить на эти вопросы – то надо думать, кого туда выбирать. Если депутаты будут знать, что люди следят за голосованием по важным для себя вопросам – они будут думать, как проголосовать", - уверена общественная правозащитница Марина Соловьева.
Она отмечает: такого строгого пропускного режима не видела ни в одном городе Европы. Да и законы Украины гарантируют гражданам беспрепятственный доступ к зданию, которое, по сути, является их собственностью. Поэтому юрист не видит оснований для привлечения активистов к ответственности за штурм. "Если они ничего не сломали, а они, насколько мне известно, открыли двери и зашли – им "угрожают" лишь договоренности и открытый Киевсовет. Я надеюсь на это", - отметила Соловьева.
В то же время политолог Константин Матвиенко действия "штурмовиков" такими уж безобидными не считает. Хотя и признает: такая реакция – закономерна для людей, исчерпавших мирные способы решения созданных для них властью проблем. По словам политолога, то, что активистам удалось прорваться в здание мэрии, совершив нечто более серьезное, чем обычное админнарушение – не столько их заслуга, сколько следствие того, что власть им это разрешила.
Вопрос только в том, что послужило этому причиной – несостоятельность власти добиться исполнения установленных правил игры или сознательное потакание возникновению беспорядков в своих целях. "Если бы власть хотела - она бы легко преодолела действия так званой общественности. Почему она этого не делает? Можно предположить, что из гуманитарных соображений: чтобы не было лишнего травматизма, других проблем. Но я не склонен думать, что наша власть настолько вегетарианская, настолько гуманная, что она этого не делает именно из этих соображений. Могут быть другие обстоятельства.
Интегрально можно говорить, что власть демонстрирует свою слабость. Как интеллектуальную, политическую, идейную, так и административную", - отмечает Матвиенко.
На волосок от гражданского противостояния
О том, что городские власти готовились к отражению натиска, свидетельствует то, что возле здания мэрии дежурили пять автобусов с бойцами спецподразделений милиции. Но в то время, когда в Киевсовете развернулись настоящие бои без правил, когда активисты с боем пробивались через кордон внутренней охраны, когда была открыта центральная дверь, и почти 4 сотни митингующих заняли Колонный зал КГГА – приказа вмешаться силовикам так и не отдали.
Создается также впечатление полнейшего игнорирования происходящего киевской милицией: несмотря на неоднократные требования прислать наряд милиции от народных депутатов от УДАРа, которые посчитали, что, не впустив их в сессионный зал, охрана и администрация нарушила закон о статусе нардепа и препятствовала их деятельности – правоохранители "мероприятие" своим присутствием так и не почтили.
Пассивность городских властей и правоохранительных органов наталкивает на мысль, что происходящее было им выгодно. Это могла быть неловкая попытка отвлечь внимание от цифр, предлагаемых финуправлением КГГА в жестко раскритикованном накануне проекте бюджета. Ведь если раньше депутаты должны были работать с проектом бюджета два дня – то после отмены сессии в четверг им придется рассматривать бюджет "на скорую руку".
"Я думаю, что так и готовилось, потому что если нам говорили, что будет сессионное заседание и в четверг, и в пятницу, то сегодня просто нас использовали для их самопиара, а завтра в сжатом режиме будет проведено сессионное заседание. Хотя мы могли бы сегодня задавать вопросы, говорить о бюджетных общих вопросах, вступить в дискуссию. А так, из-за нехватки времени и возможностей, я не знаю, как все это будет происходить", - предполагает столичный депутат-бютовец Дмитрий Никульшин.
Для пиара все средства хороши
Произошедшее вполне может оказаться затеянной властью стратегией получения электоральных баллов. "Не исключено, что какой-то был план действий между КГГА и руководством Киевсовета. То ли они испугались общественности, то ли это было запланировано, чтобы потом пропиариться, что они пустили общественность внутрь", - предполагает Никульшин.
Депутат вместе с группой коллег преимущественно от опозиционных сил оказался среди тех, кому попасть в сессионный зал не удалось. "Мы готовились к сессии – готовили депутатские запросы, выступления - были абсолютно конструктивно настроены на сессию. Мы понимали прекрасно, что мы никоим способом не сможем поддержать такой бюджет, потому что он, к сожалению, остался позорным, но наше присутствие в зале было обязательным, и мы пытались туда попасть, но не смогли этого сделать – двери были заперты на ключ", - говорит Никульшин.
В мэрии же уверены: взламывали двери в Киевсовет далеко не возмущенные киевляне. Произошедшее – пиар, только попиариться решила не власть, а оппозиция. "Перед началом пленарного заседания в здание ворвались больше 20 парней в спортивных костюмах. Ломали двери, не дали возможности нам открыть пленарное заседание. Все входы и выходы были заблокированы. Была очень хорошая явка, 87 депутатов были зарегистрированы… Скажите, пожалуйста, если это не политическая акция – почему депутаты от оппозиционных сил не вошли в зал? Скажите, разве это не политика? Это политика. Охрана всех депутатов пускала, а активисты били охрану", - отметила секретарь Киевсовета Галина Герега, проигнорировав заявления оппозиционных столичных депутатов о том, что их на рабочие места попросту не пускали.
И не только оппозицию. Среди "аутсайдеров" заседания была замечена, к примеру, секретарь бюджетной комиссии Виталина Шлапак, которую заподозрить в оппозиционности не смог бы даже слепой.
У столичной оппозиции, в свою очередь, вопрос к самому секретарю Киевсовета: почему заседание было закрыто так скоропалительно и странно? "Герега одноособно перенесла заседание, не сообщая основных причин, не собрав согласительный совет. Проигнорирована классическая схема проведения и форсмажорная – никаких действий не было направлено на то, чтобы открыть сессию. Но это же не игрушки, в конце концов!" - говорит Никульшин.
Похожую точку зрения - о том, что штурм мэрии был выгоден оппозиционным силам - высказали многие политологи. Но если у руководства оппозиционных партий и существовал замысел повысить свои шансы на возможных столичных выборах – он может обернуться против них. "Оппозиционные политические силы думают, что им это выгодно. На самом деле с думанием у них большие проблемы – это может стать большим провалом для них. Если за этим шагом не будут внесены конкретные предложения относительно параметров бюджета, других волнующих киевлян проблем, если они ограничатся просто таким вот эпатажным мероприятием, карнавалом – то это ни к чему не приведет", - убежден Матвиенко.
Послереволюционное "завтра"
В четверг вечером "Обозреватель" связался с присутствующей в КГГА активисткой "Киевского вече" Еленой Ескиной. Она сообщила, что активисты отступать не намерены и продолжают оставаться в здании. За день они несколько раз общались с главой КГГА. Состоялась также встреча с секретарем Киевсовета. "Герега пообещала, как и Попов, что они создадут рабочие группы по разработке нового пропускного режима. Мы добиваемся права для киевлян на беспрепятственный вход в мэрию – по предъявлению паспорта. Нам обещали разработать такой режим до 1 марта", - сказала Ескина.
В мэрии считают - вчерашний штурм обворовал городских бюджетников и создал угрозу для всего города. "На сегодняшний день мы живем по показателям прошлого года. Поэтому без финансирования у нас остались коммунальные предприятия, такие как "Киевпасстранс", "Киевзеленстрой" и многие другие. Без социальных надбавок остались учителя, врачи. Если мы не примем бюджет, то и средств на вывоз снега не будет. И я считаю, пусть разберутся киевляне с теми так называемыми "защитниками", которые сегодня ломают двери, машут кулаками и бьют людей", - заявила Герега.
Вчерашние события привели и к материальным убыткам – во многих помещениях оббита штукатурка, повреждены двери, оторваны дверные ручки и пробиты гипсокартонные стены. Учитывая практику судить человека за две тротуарные плитки, как это случилось с одним из участников протестов против языкового закона под Украинским домом – в ближайшем будущем можно ожидать преследования отдельных активистов. А вот серьезной реакции со стороны центральной власти эксперты не прогнозируют – говорят, что Партии регионов "хватает своих митингующих в сессионном зале".
О причинах произошедшего в Киевсовете можно говорить много. Интригой остается, мирным или бурным будет пятничное заседание столичных депутатов. Ясно одно: что бы не заявляли участники вчерашнего штурма – истинная подоплека произошедшего вовсе не в провальном бюджете. Ведь, штурмуя мэрию, можно добиться многого – кроме изменения возмутивших оппозиционные силы цифр.