Во второй части интервью бывший председатель КГГА Иван Салий рассказал, почему он считает реконструкцию Андреевского спуска пиар-акцией, почему негативно оценивает ход строительства транспортной развязки на Почтовой площади, сколько станций метрополитена не хватает Киеву, и стоит ли киевлянам верить в строительство метро на Троещину.
- Иван Николаевич, если сравнивать Киев времен вашего председательства и нынешний Киев - в чем произошли поразительное изменения?
- Я вам скажу, сегодня все не так просто. Ничего же не было - гривны не было, валюты не было, государства не было ... Топлива - 30 тонн на весь город. Я делил по 2-3 тонны. Сахара не было ... Как вспомню! С ума сойти можно было. А главное, знаний не хватало. Ведь нам же шоковую терапию прописали - а мы не знали, что делать. Поэтому и получалось не все.
Должен сказать, что сегодня все понятно. Все уже перепробовали! Фактически и люди более-менее осведомлены, за рубежом побывали, мир увидели. Проблема: во власти профессионалов и патриотов мало. К тому же Украина занимает 5-е место в мире по количеству эмигрантов. Треть науки эмигрировала, если не больше, то есть выезжает наиболее динамичная часть населения.
А что мы? Мы первые по туберкулезу, по детскому алкоголизму - это просто ужас. Сегодня нужно просто работать, быть профессионалом, патриотом и просто нравственным человеком. Если ты первый руководитель - ты управляешь всеми своими заместителями. И все заместители - ты им ставишь задачи, а они тебе докладывают. А если они ходят докладывают кто на Банковую, кто на Грушевского, кто олигархам, и вообще кто куда ... Если они только делают вид, что слушают тебя - ты не руководитель.
Все-таки столица, и любая мэрия, требует лидера, который в конструктивном диалоге с верховной и центральной властью будет добиваться, чтобы власть послушала и откликнулась. Проявила душевное тепло к киевлянам.
- В Киеве сейчас существует ряд проблем, которые постоянно находятся, как говорится, на слуху. Как вы оцениваете, например, проведенной реконструкцию Андреевского спуска?
- Сделана, как всегда, пиар-акция. Ничего же существенного не построено. Канализацию проложили лучше. Потому что раньше она заканчивалась практически возле музея Булгакову, а по проекту надо было, чтобы сливная канализация проходила в Андреевской церкви. Но к 1500-летию не успевали. Теперь сделано правильно. Именно мощения тоже, думаю, лучше, ибо Булыжники были довольно неудобны, особенно для женщин на каблуках.
То, что трубы привезли чугунные из Франции, а пластмассовые - из Бельгии, да еще в святое место - Андреевский спуск ... Ну, это свидетельствует о том, что чем дороже было, тем лучше. Я писал лично Попову, министру регионального развития и строительства, что у нас есть трубы в Киеве - бетонные, бетонные с пластмассовыми вкладышами, пластмассовые. Реакции никакой. Положили похабно. Что касается мостовой - у нас отечественный в Сумской области производитель "Керамейя" лучшие характеристики прислал, чем у импортной плитки. Купили импортную.
Но ничего не привнесли в того шарма Андреевского спуска. Фасады сеткой закрыли. Снесли "Юность", начали высотку строить - это киевляне добились, чтобы снизили. У меня похожая была ситуация. Однажды в два часа ночи звонит мне художник Анатолий Гайдамака. Я первый секретарь райкома тогда был. Вот он меня в два будит, говорит: "Николаевич, здесь сносят дом". А должны были строить высотку на том же углу. Наутро на объекте был уже мэр города, главный архитектор - мы стали у дома Ричарда, чтобы сверху посмотреть. Говорю - ну вы видите? Здесь нельзя высотку строить, тогда меняется ритм архитектурный. Тогда он не будет спуску, а будет Шанхаем.
А сейчас киевляне поднялись, а не власть. А власть все время говорит: "Я ни при чем. Я позже Всех узнаю". Это так Горбачев обо всем узнавал. Почитайте Бориса Олейника. Горбачев всегда не знал, что в Тбилиси саперные лопатки, не знал, что в Литве танки у башни телевизионной. Он просто "не знал". Говорит, затем лишь, задним числом обо всем узнавал. Так и наша власть. Она не искренняя, и она не ведет. И это чувствуют инвесторы.
На Андреевском спуске в одном свободном незастроенном участке не восстановлено утраченные строения. Там где-то перед 1500-летием отселили людей с ветхих зданий. Здания снесли, потому что нельзя было там жить. Я сам занимался, чтобы трава выросла, поливали постоянно, и лавочки ко Дню Киева поставили. И было оговорено, что за 2-3 года мы возродим эти двух-трехэтажные домики. Но, как видим, и за 20 лет ничего не восстановили.
Фактически сделано меньше половины, здесь еще работы много. Не завершили до Евро Театр на Подоле - это еще я его строительство инициировал.
Театр "Колесо" прекрасно на спуске работает, сколько картинных галерей, уникальный музей "Одной улицы" ... Это должно быть для Украины, для Европы очаг большой духовной силы и вдохновения. А еще есть Замковая гора, Фроловская гора, где кладбище было, уздыхальница. Туда людей тянет исторический зов! Но надо, чтобы это понимало руководство, а не только декларировало, что мы будем развивать туризм.
- Нужно было обязательно сносить помещения фабрики "Юность"?
- То, что снесли - правильно. То, что киевляне отстояли - вдвойне правильно. А теперь вместе с советом общественности, совместно с заказчиком нужно реализовать проект так, чтобы мы гордились. Там достаточно площадей. И не надо гору разрушать. Сегодня нельзя уже строить ни хрущевки, ни высотки, ни "стекляшки".
- Если говорить о еще один скандальный объект - Гостиный двор, по вашему мнению, надо его реконструировать?
- Я должен сказать, как это было. Гостиный двор был в упадке. Тогда власть киевская городская, районная, требовала его восстановить. Он был на балансе Госстроя (сегодня это Министерство регионального развития). Руководство приезжало и хотело поместить туда всех своих реставраторов, свои структуры - использовать, как административный корпус. Я тогда был первым секретарем райкома. Мы пообещали помочь. Я лично работал на строительстве. Мои дети носили вверх керамзит, чтобы утеплять. Весь райкомовский аппарат там работал, комсомольцы работали. Мы там нашли фрагмент деревянного водопровода к фонтану Самсона.
Это было такое народное строительство, потому что это здание должно было стать украшением нашего района. Ведь это центральная площадь - а там в то время крысы бегали. И я поставил тогда условие: первые этажи должны быть доступны для киевлян. К Гостиному двору из помещений Софии и Андреевской церкви перевезли библиотеку, и руководство реставраторов, театр на Подоле разместили, рядом - украинский ресторан. Прошло много лет - Гостиный двор надо было ремонтировать. Ведь метро идет рядом. И технологии раньше были не те. То, что они приступили к ремонту - правильно.
Идея накрыть двор была всегда. Там проводили ко Дню Киева булгаковский театральный фестиваль и другие массовые мероприятия. Но бывают дожди - поэтому надо делать атриум. Другое дело - мы не имеем права менять архитектурный облик Гостиного двора. Хотя лично я предполагаю, что там может быть и торговля, но не в нынешнем понимании. Это должна быть какая-то эксклюзивная торговля, визитка культурных ценностей Киева и государства.
Вообще-то Гостиный двор и предусматривался для торговли. Что в нем было? Были лавки на первом этаже. А выше - комнаты, где люди могли ночевать. Я считаю, что противостояние здесь лишнее. Власть и бизнес должны прислушиваться к киевлянам. И точно гарантировать, что первый этаж и накрыто внутренний двор останется культурно-художественным пространством. Такой уж образ сложился у Гостиного двора. Поэтому ремонтировать его было нужно.
Средств у государства как всегда нет. Нашелся инвестор - и это хорошо. Но инвестор не должен отгораживаться от людей. И Попов не должен стоять в стороне в кустах.
- Что вы думаете по поводу реконструкции Почтовой площади, которая сейчас продолжается?
- Были альтернативные проекты, надо было рассмотреть. Но принято командирское решение: проект не утвержден, разрешения не было - а строить начали. Так начинать строить на Подоле, без археологических исследований, вообще нельзя. Говорят, "цель оправдывает средства". Но это безумие! Единственный Почтовый домик, еще когда строили метро - я сам привлекался к тому, чтобы его сохранить. Для нас - подолян, киевлян - это начало района, здание речного порта и Почтовый домик, как раз оттуда начинается Подольский район. Был там Музей филателии, впоследствии - другие музеи. Этот домик прекрасно сохранялся, потому что он вместе с церковью - доминанта Почтовой площади.
Теперь, возможно, его отремонтируют, подведут фундаменты. Но это свидетельство абсолютной потери любого профессионализма, когда одноэтажное здание рядом трещит и ломается. Прорабов, проэктировщиков надо наказать за непрофессионализм. На самом же деле технически избежать таких последствий просто. Делается стена в грунте и т.д. - и ничего с этим домиком бы не случилось.
Поэтому пока впечатления от реконструкции отрицательные. Однако, поскольку народ поднялся на защиту домика - может быть, домику напротив повезло, и его наконец отремонтируют.
- А сама развязка, строящаяся на Почтовой - выполнит она, по вашему мнению, свою миссию?
- Хуже точно не будет. Там будет тоннель, по которому транспорт пойдет, люди будут ходить на набережную. Был другой, возможно, лучший проект, но о нем слишком поздно заявили. Поэтому пусть уже строят - в любом случае будет лучше. Единственное, что я прочитал на днях, обещания сделать улицу Сагайдачного пешеходной, отремонтировать каждый дом. Ничего это не решит. Надо сделать Андреевский спуск и Боричев спуск пешеходным. Сагайдачного и так в выходные пешеходная - еще я подписывал соответствующее распоряжение.
- В масштабах города как можно решить проблему пробок?
- Чтобы не было заторов - у нас есть, скажем, 100 решений - надо еще построить 300. У нас есть 50 станций метро - надо, как в Мадриде, в Сеуле на 3 млн. населения иметь 330 станций метро. Метро должно выходить, условно, в Бровары, в Борисполь, в Вышгород, в Ирпень ... Кольцевое метро нужно. Мы очень отстаем от европейских столиц. Хотя строить метрополитен начинали вместе, после войны.
За рубежом во многих городах существует центр управления дорожным движением. Суть его в том, что власть каждый перекресток отслеживает с помощью видеокамер. Или в автоматическом режиме изменяется в зависимости от потока программа, такт зеленый-красный. Или централизованно, с пульта, которым руководят бывшие сотрудники ГАИ, с водителями разговор ведут. За рубежом власть сочувствует водителям, которые попадают в пробки - поэтому в них пробок нет.
У нас это стихия. И все с этим согласились. И никто не понимает. Я докладывал на сессии Киевсовета, начали строить Центр управления дорожным движением, с видеостеной. А дальше деньги потратили непонятно на что - даже под Евро не закончили. То есть мы показали, с точки зрения управления дорожным движением, что мы действительно отстаем от цивилизованных городов на 30-40 лет.
- Вы упомянули о метрополитене. Уже достаточно давно идут разговоры о строительстве метро на Троещину. За сколько лет его, по вашему мнению, реально построить?
- Это позор! Черновецкий обещал сдать, Попов обещал сдать. Теперь они еще будут тендер проводить в мае, где взять деньги. Беспомощность, некомпетентность - и больше не спрашивайте! Я инициировал его строительство еще в начале 90-х годов. Александр Александрович Омельченко реально начал строительство, взял кредит. Пока тратили кредит - строительство шло. Далее - беспомощность, только обещания. Ничего в 2013 году ожидать не следует.
- Так, по вашим прогнозам, не сдадут метро?
- Кто? Они только раз в квартал что-то говорят - а народ уверен, что что-то уже делается. Власти заявляют: "мы сдадим", "мы купим", "мы сделаем" - а народ думает, что уже купили, сделали, сдали. Я не хочу даже эту тему обсуждать.
- А Подольско-Воскресенский мостовой переход?
- Я думаю, прежде всего сдадут автомобильную часть. Нам нужно еще штук 5 мостов. Поэтому, в любом случае сам факт, что это мост метро, обладающий еще и автомобильной частью - это большое дело. И уже много сделано. Но дело в том, что сначала по Подолу должно идти метро подземное, а автострада - наземная, скорее всего, на эстакаде. И надо тоннелем автомобильным выйти на Чорновола. А в Украине и в Киеве никто не строил автомобильные туннели.
- Как считаете, скоростной трамвай нужен Троещине?
- Это временно, местный вариант. Хотя мы не представляем, что такое трамвай. В европейских городах вагоны напоминают космические корабли. За рубежом трамвай - это отдых, это самолет, только на колесах. С комфортом, просторный, с кондиционированием. И не дай Бог, кто-то стоит - все сидя едут. Я считаю, что это временная позиция правильная, но трамвай не заменит метро. Правда, этот трамвай был под выборы сделан, но и то хорошо. Хоть что-то сделали.
И кольцевая железная дорога - хороший проект. Но и платить железнодорожникам надо. И новыми вагонами ее наполнять. И решения, подходы к железной дороге надо обустраивать, чтобы не на четырех люди забирались. И пересадочные узлы строить надо - потому что никто на улице в таких случаях транспорт не ждет. Нам по транспорту работать надо еще лет двадцать.
- За работой Киевсовета вы следите? Какие впечатления сложились о деятельности нынешнего депутатского корпуса?
-Киевсовет сегодня более конструктивный, он не оппозиционный. И все зависит от того, насколько адекватные проекты подаются, соглашаются самой администрацией. Фактически, Киевсовет работает под руководством Попова.
- Иван Николаевич, вы же еще книги пишете. Над чем работаете сейчас?
- Я сейчас работаю над проектом "Герои моего времени". О тех, кто 25 лет в моей жизни, в жизни Киева и Украины оставили след, проявили себя. Для меня это Борис Олейник - главу, посвященную ему, я редактирую. Встречался два-три раза, общались. Дальше - Петр Толочко, Александр Омельченко, Петр Шилюк, Владимир Петренко, другие. Я хочу, чтобы мы все понимали: герои среди нас сегодня. И к людям, к их позиции надо уважительно относиться действующей власти и молодому поколению.