Украинская компания «ЭКОТЕК-ОЙЛ» первая в стране ввела собственную запатентованную технологию переработки отходов бурения, но столкнулась с «прессингом» со стороны правоохранительных органов. Об этом в интервью TK Media рассказал менеджер проектов «ЭКОТЕК-ОЙЛ» Глеб Рыжов.
По его словам, уголовное преследование со стороны прокурора Александра Пидлисного из Офиса генпрокурора началось после выигранного тендера госпредприятия «Укргаздобыча» в 2019 году.
«Был объявлен тендер компанией "Укргаздобыча" на утилизацию отходов бурения. Там было прописано обязательное наличие технологии для обезвоживания и обезвреживания отходов бурения, и получилось, что у нас с "ЭКО-ФОРС" есть определенное знакомство. Мы подписали договор, на нас — осушение и обезвреживание, а на них — размещение», — рассказывает Глеб Рыжов.
У самой «Укргаздобычи», по его словам, не было и нет никаких претензий к компаниям: работа была выполнена, акты подписаны. Тем более, что до «ЭКОТЕК-ОЙЛ» такие отходы просто закапывали в ямы.
«Нами для "Укргаздобычи" была предложена технология фильтрующего бассейна. Есть буровая, на ней ставится фильтрующий бассейн нужного диаметра. В него закачивается буровой шлам, добавляются реагенты, флокулянты, коагулянты, задача которых взыскать всю твердую массу и оттолкнуть воду. Вода стекает через стенку бассейна по водному каналу и используется буровой еще раз для приготовления раствора. Когда бурение закончилось, выходит сухой остаток, который может использоваться как вторсырье для подсыпки полигона ТБО», — объясняет менеджер.
Несмотря на инновационный и более безопасный для экологии подход к работе, за последний год «ЭКОТЕК-ОЙЛ» и «ЭКО-ФОРС» стали фигурантами трех уголовных дел: по статьям о присвоении имущества, мошенничестве и нарушении экологической безопасности. Компании называют дела фальсифицированными.
«Мы решили две экологические проблемы: переработали отходы бурения, чтобы они не вываливались на полигон, и предоставили территориальной общине почву для подсыпки полигонов ТБО. Это можно сопроводить анализами, видео, активистами. Пожалуйста, смотрите, мы максимально открыты. Но когда работаешь два года на буровой, по пояс в этом шламе, делаешь все правильно, большим коллективом — а ко мне домой приходят "маски-шоу", амбала с автоматами, шмон, хамство, то ты потом сидишь и думаешь...», — говорит Глеб Рыжов.
Уголовное дело о присвоении имущества уже фактически «развалилось» из-за отсутствия у прокурора доказательств, по делу о мошенничестве тоже нет ни пострадавших, ни доказательств, сейчас расследуется третье.
Давление со стороны прокуратуры в «ЭКОТЕК-ОЙЛ» и «ЭКО-ФОРС» связывают с отсутствием у них «крышевания». До их выхода на рынок, говорят бизнесмены, утилизацией отходов занимались только фирмы, чьими конечными бенефициарами были чиновники и представители силовых структур.
«Для меня вполне очевидно, что единственная цель уголовного преследования — выбить с рынка технологию и вернуть все "на круги своя". Ведь, чтобы загрузить отходы и вывезти на ближайший полигон, много ума не надо», — заключает Рыжов.
Отметим, что 23 июня Печерский суд обязал Государственное бюро расследований открыть дело о возможном служебном подлоге в уголовном производстве о якобы мошенничестве, открытом против соучредителя «ЭКО-ФОРС» Игоря Высочина.
Напомним, в компании «ЭКО-ФОРС» также заявили о преследовании. Там говорят, что уже несколько лет работают под давлением и почти полтора — под немотивированным уголовным преследованием.