Толчком к забастовке таксистов, о которой писал наш сайт, стала идея КГГА и Мининфраструктуры реформировать рынок такси к началу 2013 года. Водители пугают: желая легализовать рынок такси, власти лишат работы тысяч киевлян, а пассажирам придется ездить по заоблачным тарифам — 11 грн за 1 км (сейчас 2,2—8 грн). Власти уверяют, что цены на проезд в такси не взлетят, но реформы таки будут. А сами таксисты неофициально говорят, что бунты — из-за желания сохранить сверхприбыли.
В частности, в Киеве хотят сделать единую систему стоянок для такси, ввести стандартную символику на машинах, но самое главное — это лицензия, которая должна стать обязательной. Получить ее могут только те, у кого будут таксометры, кассовые аппараты, а водители пройдут тщательную проверку. Хотят разработать и единую тарифную сетку для всех служб.
В КГГА обсуждают цены на эконом-тариф — 5 грн за 1 км, а максимальный бизнес-тариф — 7,5 грн за 1 км, то есть даже ниже, чем сейчас. «У нас есть тариф стандартный, где ездят машины типа «Шевроле Авео», «Шкода Октавиа» и километр стоит примерно 4—5 грн. В премиум-тарифе ездят «Тойоты», «Мерседесы», и 1 км обходится ориентировочно в 7—8 грн.», — сказал нам Александр Круликовский, директор службы такси, которая, одна из немногих, сейчас работает по лицензии.
ЛЕГАЛЬНО. После реформы из ныне работающих 50 тыс. таксистов в городе хотят оставить всего 15 тыс., но легальных. Сейчас же легально возят людей только 2,5 тыс. таксистов.
«Мы не хотим устанавливать счетчики на машины, цена которых около 1600 грн», — объясняет позицию Данилюк. Но эксперты говорят, что стать легальным участником рынка такси стоит всего 2,5 тыс. грн.!
«Для этого нужно стать частным предпринимателем (304 грн), получить бессрочную лицензию на хозяйственную деятельность (1097 грн), лицензионную карточку на авто (бесплатно) и подтвердить оборудование автомобиля — иметь оранжевые «шашечки» на крыше (50 грн), опознавательные знаки на дверях автомобиля (100 грн) и таксометр (от 984 до 1698 грн)», — сказал нам член рабочей группы КГГА по упорядочению рынка такси и глава правления Украинской таксомоторной ассоциации Анатолий Галазюк. А потому власти считают, что цены на перевозки не могут очень сильно увеличится, реформы же на этом рынке уже назрели давно.
Таксисты неофициально говорят, что реальная причина их бунтов — это нежелание терять сверхприбыли. «Чаще всего киевляне идут в такси со своей машиной. Заработок, за вычетом всех расходов на топливо, обслуживание, диспетчеров, — от 8 тыс. грн. в месяц. Это пятидневная рабочая неделя с двумя выходными. Правда, крутиться приходится много», — рассказал нам неофициально таксист Петр.