- Что и говорить! В поездах проводники еще «прохлаждаются», - рассказал ветеран вагонного участка Николай Степанович. - По-настоящему за работой они только в вагонном участке. В сравнении со здешними нагрузками проверка билетиков, разнести чаек по купе, открыть и закрыть туалет, спустить подножку к платформе - сущие пустяки. А вот погрузить мешки с бельем в стирку и обратно занести их в вагоны - куда более  тяжелый и ответственный труд!

- Постойте-постойте! - обращаюсь я к симпатичным проводницам из одесского состава. - А почему вы несете в прачечную только простынки да наволочки? А матрацы и подушки когда? Они же такие грязные!

- А вы кто такой будете? - недоверчиво отозвались девчата с мешками через плечо. - Мы без официального разрешения начальника дороги с вами говорить не станем!

{google}

- Кто ж тебе на такие вопросы ответит? - подтрунивает мой провожатый и смеется. - Здесь режимное предприятие. Болтать не положено. Матрацы и подушки проходят химическую обработку лишь раз в полгода. Таков государственный стандарт… Но чехлы от матрацев и наволочки от подушек стираются наряду с бельем и даже с занавесками и ковровыми дорожками.

Миновав строгую охрану, оказываемся в трехэтажном помещении прачечной. Стирают, сушат, гладят и укладывают спальные комплекты здесь 300 человек. Делают это с помощью нескольких десятков агрегатов. Самому старому из них 20 лет. А некоторые стиральные машины, сушки и гладильные установки выпущены в свет всего пару лет назад.

- Последние лет десять постель на Юго-Западной железной дороге более или менее чистая, практически без пятен! - говорят прачки. - Когда-то простыня бывала сероватой такой. Это от того, что много раз стиралась, да и в прачечную хронически недопоставлялся отбеливатель. Из-за нехватки нужных компонентов в стиральном порошке оставались и трудновыводимые пятна. Но с недавних пор мы изобрели антикризисный порошок. По спецзаказу нам привозят смесь, состоящую из тех химических веществ, которые нужны. Так и деньги экономим, и качество стирки достигаем.

- На других железных дорогах сейчас полно проблем и с пятнами, и с сырым бельем, - рассказывает Николай Степанович. - У них плохо оснащены прачечные. На Юго-Западной же - шик!

- Значит, если постель серая, мокрая и в пятнах, она стиралась не в Киеве?

- Именно так! В столице самое новое оборудование. 

- А правда, что белье иногда не стирают, а просто аккуратно складывают и снова пускают в оборот?

- Это просто чушь! Ну сами посудите: в только что просушенном и упакованном комплекте остается до 11 процентов влажности. Это ощутимо для рук. Разверните постель и убедитесь - ее стирали. Да и пахнет свежее белье по-другому, не копотью. Хотя оно вообще ничем не пахнет. Ароматизаторы добавлять нам не разрешается, чтобы не вызвать аллергию. Ведь даже младенец может лечь на нашу постель…

- А почему зачастую белье такое мокрое?

- Не успевает просохнуть. Конвейер огромный! Особенно тяжело в жару и зимой. Но сейчас уже установили новую систему кондиционирования. Сдаем белье с четырьмя процентами влажности против положенных одиннадцати. Так что нам еще спасибо сказать надо… 11 процентов - это совсем мокрая простыня, поверьте…

- А с какими пятнами встречаются в железнодорожной прачечной?

- Перечень пятен и средств для их удаления длиннющий! Кофе, чай, сладкая вода, вишня, клубника, да и просто человеческий пот и жир от волос, копоть…

- В каких поездах пачкают постель больше всего?

- В составах дальнего следования. Скажем, «Киев - Владивосток». Представьте, девять дней в пути! Это только туда. Обратно используются уже свежие постельные принадлежности. Но ведь то, что осталось от первой поездки, пробыло в пути целых 18 дней. Попробуй отстирать эти пятна! Льняные волокна уже задеревенели.

{google}

Мы напоследок еще поинтересовались, сколько же времени ездит одна и та же постель в отечественных поездах. Оказывается, полтора года. А вот стирают ее за всю службу больше сотни раз.

Еще в начале декабря минувшего года «Комсомолка» направила запрос на имя заместителя начальника Юго-Западной железной дороги с просьбой дать официальный комментарий по поводу того, как и насколько часто стирают белье на железной дороге. Однако в течение двух с половиной месяцев нас лишь кормили обещаниями.  Пообщаться в телефонном режиме с корреспондентом нашей газеты старший мастер прачечной и начальство вагонного участка отказались. 

Комсомольская правда в Украине