Раздорожье Киева: между постсоветским облцентром и евромегаполисом


Фотография: http://www.shutterstock.com

Уже скоро год, как Украина не сходит с первых полос мировых СМИ. У нас состоялась Революция достоинства, мы выбрали новую власть – но настоящей публичной дискуссии о будущем страны, стратегии на годы и десятилетия, так и не началось. 45-миллионное государство и дальше пытается строить уютный постсоветский мирок, подмазывая глиною свою «хату с краю» и довольствуясь урожаем с «садка вишневого». Но нам нужна новая, современная, мощная Украина, которая станет одной из ключевых стран Европы. Впрочем, это дискуссии общегосударственные, а мы пока о более близком – о Киеве.

С нашим любимым городом ситуация еще сложнее. Увы, в полной мере за минувшие годы независимости мы так и не осознали, что живем в столице крупнейшего в Европе по площади государства, а Киев входит в топ-10 городов Европы по населению. Через город проходит три международных транспортных коридора и уникальный экологический коридор островов по Днепру – и это в центре многомиллионного мегаполиса!

 За минувшие несколько столетий Киев, к сожалению, не имел столичной функции – и, как результат, сейчас мы по накатанной мыслим в вопросах развития города местечковыми категориями. Даже не провинциальными – так как провинциальность тоже имеет свои преимущества, – а именно местечковыми. Киеву просто необходимо осознать наконец свою столичную функцию – потому что, увы, мы пока живем категориями большого-большого областного центра постсоветских времен.

Прежде чем начинать обсуждение стратегии развития города, нового европейского генерального плана, нам стоит вернуться к истокам, вспомнить, с чего все начиналось. Очень жаль, что история Киева с II века практически утрачена – но у нас есть прекрасный пример дальновидного подхода к городу у князя Ярослава Мудрого! Именно он, по сути, создал первый настоящий генплан Киева, опираясь на позиционирование города как столицы континентального уровня.

 Что сделал Ярослав? Начнем чуть издали – с названий. Все мы знаем исторические районы Подол, Печерск, четко идентифицируем названия и границы. Многие укажут также Липки, краеведы добавят Новое Строение – по сути, Крещатик и район вдоль улицы Большой Васильковской. Но у нас нет единого названия и понимания ядра города, самого центра! Верхний город? Старый город? А почему тогда Печерск не Верхний, а Подол, где торговали еще во втором веке, не Старый?


Фотография: http://www.shutterstock.com

Этот район, где стоят Софийский и Михайловский соборы, где когда-то кипела столичная жизнь в княжеских дворцах, а вокруг высились валы с воротами – это и есть город Ярослава. Князь в свое время расширил в разы площадь укрепленного города, тем самым обеспечив территорию для развития. На нынешних Львовской площади, Майдане Независимости располагались въездные ворота, а самыми известными были, конечно же, Золотые.

Почему они назывались Золотыми? Нет, там на въезде не стояли турникеты, которые принимали только золотые монеты. И дело даже не золотом куполе надвратной церкви. Превращая Киев в настоящую европейскую столицу, Ярослав Мудрый брал за образец Константинополь. Там мы видим тот же главный храм Софии, те же Золотые ворота, и даже ту же улицу от ворот к храму, по обе стороны от которой стояло еще два храма. Старейшая из сохранившихся в Киеве улиц, – Золотоворотская. Храмы по пути – Гергиевский и Ирининский, увы, не сохранившиеся. Кстати, названы они по именам Ярослава и его жены, принятым в крещении.

Этот путь, этот градостроительный комплекс, кстати, константинопольцы взяли еще из Иерусалима – и там есть Золотые ворота, через которые в город вошел Иисус Христос. Не зря в советские годы магистраль Золотые ворота – София пытались перегородить зданием. Но, к счастью, архитектор Каракис устроил в этом доме арку. Не просто первый проект станции метро «Золотые ворота» никак не отражал историю – а разрабатывали его москвичи. К счастью, опять же, киевляне воспротивились – и архитекторы отец и сын Жежерины за считанные недели спроектировали нынешнее великолепие.

Нам нужна эта история, история города Ярослава. Нужна - для понимания настоящего столичного подхода, для идентичности Киева как мегаполиса европейского, а не постсоветского уровня. Нам стоит начать оттуда, откуда все уже начиналось.

Откуда же начался Киев? По данным археологов, все же с Подола. Обособленный район с четкими границами – район мастеров, торговцев, портовиков, в общем, простого городского люда. Но именно здесь стоял магистрат, Контрактовая площадь была главной в городе. И здесь до сих пор удалось сохранить панорамы невысокой застройки, что видно с окрестных холмов. А чуть в стороне от нынешнего Подола расположено древнейшее обиталище человека на территории Киева – Кирилловская стоянка, на задворках улицы Фрунзе. Ей примерно 25 тыс. лет – но ныне здесь нет ни таблички, ни памятного камня!

Второе сердце Киева – Верхний город, или точнее – Город Ярослава. Крепость над Подолом появилась конечно раньше княжения Ярослава Мудрого – но именно при нем сформировался Верхний город, между нынешними Львовской площадью, Золотыми воротами и Майданом Независимости. Здесь стоят важнейшие храмы, позже, в XIX веке, был проложен главный проспект – улица Владимирская.

Третье серце – Печерск, зародившийся как монастырь, а ставший цитаделью Киевской крепости. Укрепления разрослись, здесь же появились дворцы, а позже – аристократические Липки с роскошными особняками. Район, стоящий на холмах по другую сторону Крещатика, как бы оппонирует Верхнему Городу, но не претендует оказаться над Подолом.

Здесь бы поставить точку – да есть четвертый район исторического Киева, название которого знают немногие. Новое строение, зародившееся с Крещатика, сформировало динамику развития Киева в конце XIX – начале ХХ веков. В начале Крещатика сходятся пути с Подола, Верхнего города и Печерска – и дальше вдоль улицы Большой Васильковской и бульваров Тараса Шевченка и Леси Украинки Новый город устремился по долине Лыбеди на юг. Этот район как крупный центр города окончательно формируется такими современными объектами как небоскребы на Бессарабке, НСК «Олимпийский», высотки вдоль Большой Васильковской, а символом истории служит не затерявшийся среди новой застройки (Нового строения!) Николаевский костел начала прошлого века.

Это и есть четыре сердца Киева, слившиеся в одно единое. Вокруг него – три кольца предместий, делающих Киев мегаполисом. Первое кольцо – исторические окраины, с собственной городской историей. Лукьяновка, Татарка, Соломенка, Шулявка, Гидропарк (Предмостная слободка), Демиевка, Левобережная (Никольская слободка), Дарница, Куреневка. Если всмотреться в карту – почти все они окажутся внутри железнодорожного кольца или совсем рядом.

Второе кольцо Большого Киева – исторические дальние околицы и бывшие пригородные села, новые жилые массивы. Троещина, Борщаговка, Позняки-Осокорки-Харьковский, Оболонь, Теремки, Виноградарь, Нивки, Святошин, Отрадный, Жуляны. Если постараться, здесь тоже можно выделить два кольца – так, Нивки гораздо ближе к центру, чем Троещина, и расположены в центральном административном Шевченковском районе. А Жуляны, по сути, остались селом, только в черте города.

Третье, внешнее кольцо – это города-спутники и близкие поселки, их около 30. Бровары, Борисполь, Вышгород, Буча, Ирпень, Ворзель, Украинка, Обухов и еще, и еще. Немного странно, что так и не появился крупный спутник на Житомирской трассе. Суммарно в этих пригородах живут еще сотни тысяч человек, завязанных на Киев, живущих с ним одной жизнью. Но с другой стороны, почему 100-тысячные Бровары имеют свое самоуправление, а 300-тысячная Троещина – нет? Вот так сразу, осознав структуру, начинаются новые вопросы. Но это уже другой разговор…

Зачем нам нужно понимание этого в вопросе имиджа города? Да чтобы продвигать какой-то продукт – его нужно сначала понять. Есть Большой Париж, есть Большой Лондон – есть и Большой Киев. Один из крупнейших мегаполисов Европы, с многовековой историей и мощным геополитическим потенциалом. Мы живем в одном из мировых городов – и нам стоит осознать это, если хотим видеть Киев успешным.