Хотя еще месяц назад на столичном железнодорожном вокзале уволили сразу несколько кассиров за связь с билетными перекупщиками, а оставшимся запретили пользоваться мобильными телефонами (дабы не контактировали со спекулянтами), билетная мафия никуда не делась. Как выяснили «Вести», теперь перекупщики используют новые схемы: продают коды на забронированные билеты, а в особо сложных случаях сажают на поезд и организовывают автобусные рейсы в нужном направлении.

Узнавать, как теперь работает вокзальный бизнес, мы решили при помощи собственного эксперимента. Приехали на вокзал и стали расспрашивать таксистов и торговцев, как достать срочно билет, когда его нет в кассе. Нам вызвался помочь мужчина, который зазывает на автобусы в пригород. «Тут два билета до Одессы нужно. Да, на сегодня. Стоят возле 20-й кассы», — вызванивал он кого-то по телефону.

Билетчик явился буквально через две минуты. «Один купейный билет на «Черноморец» будет стоить 400 грн (обычная цена — чуть больше 200 грн). Заказывать? — сразу перешел к делу Василий. — Я беру предоплату за два билета — 400 грн, вы диктуете мне фамилии и имена пассажиров, и я беру вам билеты. Вторую часть суммы отдадите после того, как билеты будут у вас на руках».

Но можно получить билет и дешевле. «Я на прошлой неделе также у спекулянтов билет до Львова покупал. В кассе сказали, что их нет, но тут же появился парень уголовной наружности. За 100 грн он предложил продать код брони. Цифры я назвал в кассе и получил проездной. 150 грн заплатил в кассу, а 100 отдал спекулянту. Но зато уехал», — рассказал нам о еще одной схеме пассажир вокзала Никита П.

Кстати, билетчики теперь не брезгуют и тем, что сами сажают пассажиров на поезд. «Если билетов не будет, то договоримся с проводником. Так что вы в любом случае уедете. Доплатите сверху сотку. Или можем предложить вариант уехать в Одессу на автобусе. Билет стоит 220 грн», — предлагал нам Василий.

Как выяснилось, автобус до моря отъезжает от «Макдональдса» на центральном вокзале. «На самом деле этот микроавтобус не до самой Одессы, а только до центрального автовокзала. Там пересядете в другой микроавтобус и поедете уже в Одессу. Насчет мест мы договоримся заранее, так что не придется стоять», — объяснял нам диспетчер Святослав.

Суть схемы проста: с автовокзала и так ездят маршрутки в Одессу, и стоят они до 200 грн, но на железнодорожном вокзале желающих попасть к морю больше, поэтому их записывают в очередь, передают бронь на автовокзал и имеют с каждого по 20 гривен навара (в автобусе собирается не меньше пяти человек).

КАК ВСЕ РАБОТАЕТ

Один из спекулянтов билетами на ж/д вокзале согласился рассказать нам о том, как этот бизнес работает. «Вам, наверное, будет смешно, но мы воспринимаем как кровную обиду упреки людей, мол, мы скупаем все билеты в первый же день и из-за нас такой дефицит в кассах. Все не так. В кассы попадает не более 50% всех билетов. Большую часть бронируют турагентства, у которых свои договоренности с железкой, а остальное — бронь льготников всяких, депутатов, милиции и т. д.

Из-за того, что билеты сейчас именные, понятно, что мы не можем их выкупить. Мы можем достать их, только когда снимается бронь. А первая бронь снимается ровно за сутки до отправления поезда, и потом за 12, 8, 4 часа и последняя — за два часа. К этому времени уже набираем клиентов, которые дают предоплату за билеты и свои фамилии-имена. Мы просто подходим в кассу и покупаем — паспорта не нужны. На самые оживленные направления сами делаем бронь. Например, бронирую девять билетов до Львова по 20 грн за один (фамилии не нужны тут), а потом коды брони по сотке продаю. Навар в данном случае на билете — 80 грн», — рассказал нам Петр.

Он говорит, что билетчики в среднем наваривают на билете от 70 до 100 грн. «Можете торговаться. А то, что у вас попросили двойную сумму за билет, так это потому, что вас привел другой человек — зазывала, с которым за клиента тоже придется делиться», — говорит Петр. Мужчина работает на вокзале всю свою жизнь и говорит, что чужих в спекулянты просто не пускают. «Тут работают семьями. Сначала отец, потом сын. Многие билетчики выросли на вокзале и даже живут тут. Их все знают. С милицией даже не приходится договариваться, потому что официально они не могут ничего сделать. Иногда им кофе берем или какие-то 20 грн даем. А заработки каждый день разные. В один день можно тысячу поднять, а в другой — лишь сотню. Но работа эта сезонная, билеты — дефицит только летом и зимой», — говорит Петр.

БУДУТ ЛОВИТЬ

В милиции Юго-Западной железной дороги говорят, что борются с перекупщиками билетов. «У нас созданы специальные бригады, которые дежурят возле касс на вокзале и на платформах возле поездов. Их задерживают, но они отделываются мелкими штрафами», — рассказала «Вестям» пресс-офицер ЮЗЖД Наталья Мельник. Что касается участия милиции в билетной мафии, то это в пресс-службе отрицают.

«Те, кто был замечен в связи с перекупщиками, давно уволены, в этом году подобных случаев не было. Но если вы заметите, то обращайтесь, мы готовы зафиксировать это, и если они виновны, то будут наказаны», — говорит Мельник. В ЮЗЖД тоже настроены увольнять каждого кассира, замеченного в связи со спекулянтами. «Для этого в каждой кассе стоят камеры, записывается звук и ходят проверяющие, которые сверяют сумму в кассе со стоимостью проданных билетов. Если там будет хоть чуть больше денег, такого кассира сразу же заподозрят в спекуляции и уволят», — сказала нам пресс-секретарь ЮЗЖД Анна Мулиенко.