Получается, что только семь человек из сотни могут позволить себе жить так же, как и раньше. В связи с этим мы начинаем цикл статей, где хотим поделиться с вами секретами экономии.

В этом месяце я первый раз в жизни самостоятельно прошел государственный техосмотр сразу для двух машин, сохранив для семейного бюджета ни много ни мало около 800 гривен. Как оказалось, все не так уж сложно.

КАК БЫЛО РАНЬШЕ

Не скрою, что, честно сдав экзамены в ГАИ и получив в далеком 1997 году водительское удостоверение, я ни разу не проходил Государственный техосмотр самостоятельно. И дело тут даже не в техническом состоянии автомобилей, которые у меня были. Просто воспользоваться услугами «ускорителя» стоило столько же, а иногда и дешевле, чем приобрести медицинскую справку о пригодности водителя к управлению транспортным средством. Зачем отдавать 150 гривен за справку, если за 100 гривен можно было получить талон ТО?

Да и среди опрошенных мной десятков знакомых водителей ни один не проходил эту процедуру самостоятельно. Большинство из них, видимо, надеются так же поступить и в этом году. Судите сами: по информации ГАИ, несмотря на то что сроки прохождения государственного ТО в этом году продлили до 15 декабря (раньше было до 31 июля), за месяц до окончания срока 40% автовладельцев еще не проверили состояние своей машины. Наверное, эти водители, как и раньше, надеются купить заветный талончик, но цены серьезно выросли. Да и условия немного изменились.

ГАИ ЗАКРУЧИВАЕТ ГАЙКИ

Первыми изменения правил почувствовали киевские водители. Теперь пройти техосмотр в столице даже при помощи «ускорителя» без медицинской справки невозможно.

- Не знаю, что там в ГАИ случилось, но уже около месяца без справки техосмотр не делают, - поведал мне по телефону Николай, через которого я раньше проходил техосмотр. - Да и цены выросли. Помимо платежек с транспортным сбором, готовь 700 гривен за каждую машину. И не забудь сделать медсправку.

Если учесть, что у меня в семье два автомобиля, то перспектива выложить «за здорово живешь» 1400 гривен меня не порадовала. Обзвонив всех знакомых, я выяснил, что мой Николай «не загибает» со стоимостью своих услуг - такие расценки по всему Киеву.

Тогда, пораскинув мозгами, я решил самостоятельно пройти процедуру. Тонировки стекол, которая является преградой на пути к заветному талончику, у меня нет, да и машины я стараюсь держать в хорошем техническом состоянии. Более того, совсем недавно на каждой из них я сделал техобслуживание на официальной станции.

ПОДГОТОВКА К ТЕХОСМОТРУ

Самое простое перед ТО - это собрать необходимый комплект автомобилиста, в который входят аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки. Нужно помнить, что огнетушитель должен быть как минимум двухлитровым и свежезаправленным, а в аптечке не следует хранить просроченные лекарства.

С лекарствами мне повезло - аптечка была еще запечатанная, а на этикетке стояла дата пригодности комплекта - март 2010-го. Впрочем, обновить лекарства даже в старой аптечке - не очень большая проблема. По рассказам, водители тратят на это 5-10 гривен.

С огнетушителем дело обстояло похуже. Манометр показывал, что давление порошка внутри упало, нужно было ехать на специализированный сервис. И тут нежданная радость - одна из компаний, которая заправляет огнетушители, находится возле работы. Визит к ним занял 20 минут, заправить двухлитровый огнетушитель стоит 45 гривен, купить новый - 99. Что касается знака аварийной остановки, то он у меня был.

С медицинской справкой было сложнее - проходить полноценное медицинское обследование у меня не было ни времени, ни желания. Тем более что дальтоником я за последние годы вроде бы не стал, наркоманом и алкоголиком - тоже. В общем, по отзывам в Интернете я выбрал клинику, которая к выдаче справок подходит формально, при этом берет за оформление столько же, сколько и те комиссии, где нужно проходить медосмотр по всем правилам.

- Какая у вас группа крови? - спросила меня девушка в белом халате. - Покажите права или паспорт, чтобы я правильно записала фамилию. С вас 150 гривен.

- Вы даже не поинтересуетесь моим здоровьем? - удивился я, протягивая деньги.

- А по вам видно, что с вами полный порядок, - усмехнулась девушка. Вся процедура заняла не больше двух минут.

После этого я сделал копии техпаспорта, водительского удостоверения, полиса страховки ГО, медицинской справки, оплаты транспортного сбора. На этом подготовительная часть завершилась. Итого, потрачено 195 гривен.

ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ

С этого года техническую часть техосмотра можно пройти как на станциях при МРЭО, так и на сертифицированных СТО. Как говорят автолюбители, в первом случае могут придраться к любой мелочи, например, к тому, что машина не помыта, а во втором - «развести» на дополнительные работы, которые обойдутся в копеечку. Понимая это, я выбрал сертифицированную СТО, которая не обслуживала автомобили моей марки. То есть приписывать мне несуществующие поломки мастерам нет никакого смысла. Еще одним плюсом этой станции было то, что на ее территории находится инспектор ГАИ, который выдает талоны техосмотра.

Вся процедура выглядит так: вам выписывают заказ-наряд, и вы заезжаете на стенд, где проверяют световые приборы, звуковой сигнал и тормозную систему автомобиля. С последней у меня и возникли проблемы. Как показал компьютер, левая часть машины тормозила на треть лучше правой.

- У вас есть неделя на то, чтобы устранить неисправность и бесплатно пройти испытания снова, - сказал мастер, протягивая мне распечатку.

Сказать, что я был удивлен, - ничего не сказать. Ведь неделю назад на официальной станции техобслуживания мне провели замену тормозных колодок. Естественно, я отправился туда с претензией. Мастера безропотно взяли машину на подъемник и снова перебрали тормозные механизмы. Через час я вернулся на СТО для повторного экзамена на стенде. На этот раз все прошло гладко.

НЕ ТАК СТРАШЕН ЧЕРТ, КАК ЕГО МАЛЮЮТ

После этого я оплатил все необходимые платежи в отделении банка, а инспектор проверил машину по базе данных - нет ли у меня неоплаченных штрафов. После осмотра автомобиля я получил заветный талон.

- А на второй машине я успею сегодня пройти осмотр? - спросил я.

- Мы работаем с 9.00 до 18.00, и если у вас таких же проблем со второй машиной не возникнет, то вы управитесь за 40 минут, - уверил инспектор ГАИ.

Действительно, на вторую машину мастера и инспектор потратили меньше часа - с ней никаких задержек не возникло. После обеда я уже был счастливым обладателем двух пластиковых талонов, и радость моя множилась от понимания, что сэкономил почти 800 гривен!

Будь в курсе

Вы не пройдете государственный ТО, если:

  • на машине «висят» неоплаченные штрафы;
  • на передние боковые стекла или лобовое наклеена несертифицированная тонировочная пленка;
  • неисправны осветительные приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители;
  • неисправна тормозная система;
  • неисправно рулевое управление;
  • маркировка узлов и агрегатов не соответствует указанным в техпаспорте или установленным требованиям;
  • не работают двери и ремни безопасности.
{google}

Андрей Гаценко

Комсомольская правда в Украине