С другой стороны, руководство МВД неоднократно заявляло о послаблениях. Так, для легковых автомобилей нечетного года выпуска, которые обязаны были пройти техосмотр до 15 декабря, дедлайн перенесли на 1 июня 2010 года. По словам министра МВД Юрия Луценко, это связано с тем, что специализированных диагностических станций пока еще очень мало. Кроме того, начальник ГАИ Сергей Коломиец не так давно заявил о том, что ГАИ сделала все необходимое, чтобы облегчить участникам дорожного движения процесс прохождения ТО. «Сегодня» выясняла, как обстоят дела на самом деле.

Как мы проходили техосмотр по новым правилам

Шаг 1. Готовим документы для ТО в ГАИ

Прежде чем отправляться на станцию диагностики, автомобилисту необходимо собрать целый пакет документов, который могут потребовать в ГАИ. Это прежде всего гражданский паспорт, права, техпаспорт, в случае если владелец автомобиля — другой человек, то доверенность. С этим перечнем проблем, естественно, не возникло. Однако необходимы и дополнительные документы, для сбора которых требуется затратить время.

Медсправка. Для получения медсправки мы отправились на медкомиссию в специализированную фирму, каких в Киеве больше десятка. В принципе, куда именно отправиться, — личное дело каждого водителя, однако в медучреждениях цены на услуги отличаются. Например, в центральной поликлинике Шевченковского района стоимость прохождения медкомиссии вместе с посещением психиатра и нарколога стоит 297 грн., а в центральной поликлинике Деснянского района за такую же услугу берут почти наполовину дешевле — 161 грн. Сама процедура прохождения медкомиссии заняла около часа, после чего нам выдали справку государственного образца.

МРЕВ

Страховка. Обязательный документ при прохождении ТО — полис обязательного страхования гражданской ответственности (ОСГПО). Цены на полис прописаны в законодательстве Украины и у всех страховых компаний одинаковы. Зато сами полисы бывают трех типов. Первый тип для двигателя до 1,6 л стоит 409 грн. (застрахована ответственность любого человека, который управляет авто на законных основаниях), 2-й тип — 813 грн. (застрахована ответственность вписанного в полис водителя, который управляет любым авто), 3-й тип — 372 грн. (застрахована ответственность вписанного в полис водителя, управляющего вписанным в полис автомобилем).

Документ на ГБО. Если автомобиль оснащен газобалонным оборудованием (ГБО), для успешного прохождения ТО понадобится еще и документ, подтверждающий проведение испытаний газовой топливной системы. Получить его удалось на одной из СТО, устанавливающем газ за 150 грн.

Платежи и квитанции. Помимо всего этого, мы заплатили обязательные платежи. За проведение техосмотра — 45 грн., размер транспортного сбора за два года (рассчитывается индивидуально, в зависимости от размера двигателя. В нашем случае — двигатель объемом 1,3 л) составил около 150 грн.

Шаг 2. Выбираем СТО

Прежде чем явиться в ГАИ на техосмотр, автовладельцы обязаны проверить техническое состояние авто на станциях диагностики, получивших в ДГАИ и Минтрансе соответствующие лицензии. На сегодняшний день в Украине зарегистрирована 141 такая станция, а в Киеве — 4. Это фирменные или специализированные СТО, АТП, которые соответствуют всем требованиям по проведению данных проверок и оснащены современным техническим оборудованием, позволяющим в полном объеме и качественно проводить подобные работы.

Автосервис

В Департаменте ГАИ МВДУ нам разъяснили, что после успешного прохождения диагностики на частной станции автовладельцу после техосмотра выдают на руки только лишь протокол (считающийся действительным только 45 дней), с которым ему придется ехать опять в ГАИ. Естественно, возникает логичный вопрос — зачем ехать на СТО, а потом опять в ГАИ, если есть возможность пройти все процедуры сразу на станции диагностики при ГАИ и тут же получить талончик. Кроме того, после телефонного прозвона мы выяснили, что стоимость услуг на частных станция выше, чем на станциях диагностики ГАИ: на частной СТО за диагностику просят 90—110 грн., а в ГАИ — 45 грн. Именно поэтому мы и отправились на «гаишную» СТО, расположенную на улице Константиновской.

Шаг 3. Проходим диагностику

Поскольку автомобиль недавно ремонтировался на СТО, в его техническом состоянии мы были уверены. Накануне техосмотра на обычной станции мы проверили ходовую, тормоза и электрику (500 грн. ушло на устранение мелких недостатков), а перед самой техдиагностикой заехали на мойку (50 грн.). В багажник мы положили знак аварийной остановки (35 грн.), новые огнетушитель (45 грн.) и аптечку (35 грн.), а также «переобули» два колеса в новую резину (1000 грн.).

Запчасти и материалы

В ходе технического осмотра на пункте инструментального контроля автомобиль проверили по нескольким параметрам. Во-первых, тормозную систему (при помощи тормозного стенда), во-вторых, состояние рулевого управления (люфт не может превышать 10 градусов). Кроме того, работоспособность внешних световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей, состояние колес и шин (высоту протектора) — все оказалось в норме. При помощи газоанализатора сотрудник СТО проверил и содержание вредных веществ в отработавших газах: СО и СН также соответствовали нормам. Также мастер станции диагностики осмотрел автомобиль снизу и убедился в отсутствии утечек технологических жидкостей (масла, охлаждающей и тормозной жидкостей), а также открыл-закрыл двери.

Результаты испытаний занесли в диагностическую карточку. «Если бы в работе основных систем автомобиля были обнаружены какие-либо отклонения, вам пришлось бы выехать с диагностики и ехать на обычную СТО устранять недостатки, после чего заново явиться сюда и пройти проверку по проблемным параметрам», — отметил он. Отсрочку для ремонта выдают на 20 дней, а за повторную диагностику в ГАИ денег не берут. Впрочем, для нас главным было то, что автомобиль прошел техдиагностику на отлично. Теперь — в ГАИ за талоном. С этого момента начались приключения.

Шаг 4. Разбираемся со штрафами

В райотделе ГАИ нам объяснили, что для начала нужно получить документ об отсутствии неоплаченных штрафов (проверяют по базе данных «Админпрактика»). Девушка в окошке сообщила, что по базе у нас числится одно нарушение — от 10.02.2006. Штраф тогда был оплачен, но отметка в базе данных ГАИ отсутствовала. «Едьте в суд и исполнительную службу — получайте там документы о том, что штраф погашен», — сообщили нам в ГАИ.

«Гасим» штраф. Мы узнали адрес ГАИ по месту регистрации автомобиля и повезли туда квитанцию об оплате и постановление исполнительной службы за 2006 год. Принимают в районном ГАИ по вторникам и четвергам с 14 до 18 ч, а также по субботам с 9 до 13 ч. Очередь выстраивается из человек 20—30.

В кабинете «с квитанциями» сидит несколько девушек в погонах за компьютерами, довольно оперативно вычеркивающих из базы нарушения на основании полученных документов. Одной из них мы и протянули квитанцию об оплате штрафа. Однако, когда она его вычеркнула, обнаружилось, что на наш автомобиль был составлен еще один протокол — от 08.05.2008 г. «за нарушение скорости».

К сожалению, так просто взять и оплатить в сберкассе 17 грн. (максимальный штраф за такое нарушение в 2006-м и в начале 2008 года) нельзя — нужно еще и предъявить копию решения суда по этому конкретному нарушению. Попасть в районный суд можно только в среду с 14 до 18 ч и пятницу с 8 до 11 ч. Приехав в 7 утра (чтобы все сделать и попасть на работу к 10), мы обнаружили очередь, в которой мы только 29-е. До 11.00 (конца приема) успели получить документы только 15 человек.

В среду я приехал в суд уже в 5 утра и сам создал список, поставив себя первым. К восьми там уже было 25 человек. После канцелярии мы пошли в архив, где выдали бланк заявления на получение документа, который следует заполнить и подписать у судьи — еще полчаса. После этого нам выдали толстый журнал и сказали: «Ищите»...

Прокат автомобилей

Через 2,5 часа поисков мы наконец нашли свои данные, переписали номер дела и получили «постанову». После этого мы сделали в архиве копию решения, которую вновь нужно проштамповать и подписать на первом этаже, расписавшись в получении на третьем. В общей сложности на все это дело ушло… три рабочих дня.

Простой способ — взятка. Уже в ГАИ, когда мы предоставили с таким боем добытый листик, нас ждал еще один неприятный сюрприз: офицер нашел еще одно нарушение за 2008 год! Никакого желания начинать волокиту сначала у нас не было. Предложенные сотруднику ГАИ 200 грн. сыграли магическую роль — несколько ловких движений по клавиатуре — и все штрафы были погашены (вместо того чтобы ездить в суд, нужно было сделать это сразу).

Шаг 5. Получаем талон ТО

Оказалось, что обычных бумажных талонов за 4 грн. в ГАИ нет и не будет. Есть только дорогие — пластиковые. Чтобы стать владельцем карточки из ламината, нужно отдать 100 гривен. Пластиковый талон техосмотра практически идентичен бумажному — на лицевой стороне есть номер и год, имеются места для указания марки и государственного номера автомобиля, а также срока, до которого талон годен. На обратной стороне указан номер кузова, дата осуществления ТО, а также срок последующего технического осмотра. Конечно же, захотелось крикнуть, что это грабеж, и требовать недорогой бумажный талончик, но время дороже! Пришлось выложить еще сотню.

Считаем затраты

Итак, для того чтобы получить вожделенный талончик, нам пришлось сделать серьезные затраты по времени и деньгам.

  • Медсправка, страховка, документы по ГБО и обязательные платежи — 800 грн. и 1 день;
  • Подготовка автомобиля — 630 грн., 1 день;
  • Погашение штрафа и взятка — 217 грн., 4 дня;
  • Пластиковый талон ТО — 100 грн.

Итого: около 1700 грн. и потерянная рабочая неделя.

Сразу возле МРЕО к нам подошел молодой человек и предложил решить вопрос с ТО за 400 грн. (без учета оплаты за транспортный сбор — 150 грн.). Талон на второй автомобиль мы получали именно через него. Комментарии излишни.

Требования ГАИ — незаконны

Столичный адвокат Алексей Святогор считает, что гаишники не имеют права требовать с автомобилистов квитанций об уплате штрафов. «Нет ни одного законодательного акта, по которому водителю могут отказать в техосмотре на основании неуплаты штрафа. Вызывает вопрос и сама процедура контроля: база данных ГАИ не прошла обязательной сертификации в Госслужбе спецсвязи и защиты информации и не может являться доказательством того, что водитель не заплатил штраф». Правозащитник советует в случае отказа в выдаче талончика обращаться в суд: «В украинских судах на рассмотрении находится уже больше десятка подобных дел».

 

Автор: Владислав Бовсуновский

Сегодня