Уже с начала года проезд в маршрутке может составить 4 грн., а к концу года — и вовсе 6 грн. Во всяком случае, в этом уверил «Сегодня» глава Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Виталий Рева. Вчера еще несколько перевозчиков подняли цены с 1,5—2 грн. до 2,5 грн. — то есть до максимального порога, установленного мэрией. Власти пытаются исправить ситуацию. «Мы попросили Госинспекцию по контролю за ценами проверить экономическую обоснованность повышения стоимости проезда в маршрутках. По результатам будем думать», — заявил вчера глава КГГА Александр Попов. Но что уже точно известно — муниципальные маршрутки (от «Киевпасстранса) дорожать не будут. А на них приходится почти половина рынка.

МАРШРУТЧИКИ. Перевозчики уверяют, что цены будут повышать, независимо от того, будут ли согласны на это власти. По словам Ревы, вопрос о повышении может решиться с мэрией «полюбовно»: мол, если власти дадут официальное добро, то дороже всего по Киеву будем ездить за 4 грн. Второй вариант принудительный и дорогой. «По закону, частникам разрешается поднимать стоимость проезда без согласования с мэрией, если они будут платить НДС (сейчас они на упрощенном налогообложении. — Авт.), которого при согласованности тарифа не требуют. Соответственно, цена проезда будет большей — до 6 гривен», — сказал нам Рева.

ПРИЧИНЫ. Рост цен перевозчики аргументируют тем, что за последний год повысилась минимальная зарплата и подорожали горюче-смазочные материалы. «По всем прогнозам, топливо в следующем году будет стоить все 9 грн. Тогда мы вообще начнем работать себе в убыток», — говорит директор одной из фирм-перевозчиков, чьи маршрутки ездят по Оболони. Однако бывшие маршруточники уверяют, что все это — басни для несведущих: «Какие суммы «делают» ежедневно на этом рынке — даже сказать невозможно! Причем проверить нереально — билетов же никто не дает пассажирам, нигде никто не отчитывается, сколько людей провез, сколько часов работал».

ВЛАСТИ. Столичные власти против роста цены. «Мы будем сдерживать стоимость проезда как можем. Глава КГГА направил письмо в Госинспекцию по контролю за ценами. Там должны все посчитать и решить, целесообразно ли повышать тариф», — сказал нам заммэра Анатолий Голубченко. Но добавил, что если Госинспекция сочтет новый тариф экономически обоснованным, то придется согласиться.

БЕЗ КОМФОРТА. Станут ли комфортнее маршрутки с подорожанием проезда и возможно ли, что автобусы-развалюхи заменят новыми? Ответ: нет. «Все, кроме цены, останется прежним. Ведь перевозчики даже не собираются повышать зарплаты водителям», — сказал нам водитель маршрутки №231 Александр. Рева тоже сомневается: «Пока нет правил, как должны работать маршрутчики, ничего не изменится».

СОТНИ ТЫСЯЧ В КАРМАН ХОЗЯИНА

Как рассказали нам перевозчики, ежедневный заработок одной маршрутки в Киеве составляет от 1000 до 1500 грн. Из этих денег водитель забирает себе 200—300 грн., а остальное отдает хозяину. Чтобы заработать больше, маршрутчики практически всегда не выдают пассажирам проездные билеты, так зарабатывая мимо кассы. Как рассказал нам глава комиссии Киеврады по транспорту Дмитрий Олейник, перевозчики часто выводят на маршрут больше заявленных машин. Скажем, официально на маршруте работает 10, а реально может и до 30. То есть вся прибыль от «лишних» идет в карман владельцу. В итоге его доходы — сотни тысяч гривен.

В «Киевпасстрансе» нам рассказали, что все их маршрутки вполне рентабельны, посему повышать цену проезда пока не собираются. Но при этом было принято решение закупить на следующий год вместо новых маршруток электротранспорт. «Мы уже подписали контракты на покупку новеньких троллейбусов и трамваев, ведь за ними будущее дешевого общественного транспорта. Как ни крути, но электричество дешевле бензина. Первые 77 троллейбусов получим уже на днях», — сказал замдиректора Сергей Литвинов.

segodnya.ua