Вслед за столичными маршрутками повысили цены и пригородные. Причем не на 50 копеек, как в Киеве, а на 1,5—2 грн. Со вчерашнего дня, например, проезд Киев — Вышгород обойдется не в 3 грн., а 4,5 грн., а Киев — Васильков — не 8 грн., а 10. В итоге тысячи людей, которые живут городах-спутниках, а работают в столице, вынуждены платить за проезд в оба конца 10—20 гривен.
«Мы снимаем квартиру в Вишневом, что на сотню долларов дешевле, чем в Киеве. Но теперь эту разницу я потрачу на проезд! Причем абсолютно непонятно, почему маршрутчики устанавливают такие цены. Например, я знаю, что до Броваров проезд стоит около 4 гривен, а до Вишневого 6. Причем это почти одинаковое количество километров!» — возмущается Наталья Федоришина.
МОНОПОЛИСТЫ. Подорожание перевозчики объясняют стандартно — растет «горючка» и запчасти. А вот почему у всех этот рост разный, вопрос открытый.
«Понимаете, на разных маршрутах свой пассажиропоток. Например, в Боярку едет намного меньше народу, чем в Ирпень. Поэтому и цена на Боярку выше — надо же окупать затраты», — объясняет водитель маршрутки Алексей Григорьев. В то же время, как рассказал нам один из перевозчиков, на цену влияет и конкуренция. «Там, где на маршруте один перевозчик, цены ставят с потолка», — рассказал нам на условиях анонимности руководитель одного ЧП.
ЗА КОМФОРТ. Глава Ассоциации перевозчиков Виталий Рева говорит, что «накручивают» цены областные маршрутки еще и за счет так называемой классовости автобуса: «Позволено повысить цену проезда на 2—3%, если перевозка осуществляется на комфортабельной маршрутке, а не на переделанном для перевозки КАМАЗе (такие из области в Киев людей тоже возят). Также, если в маршрутке стоит телевизор».
Власти говорят, что ничего поделать не могут. Если в столице существует «потолок» для тарифа в 2,5 грн. (правда, уже появились маршрутки и по 3 грн.), то в области такого нет — каждого перевозчика, который самовольничает, приходиться проверять Антимонопольному комитету. «Нам маршруточники должны подавать заявки на перерасчет, но этого не делают, так что приходится буквально вылавливать нарушителей», — сказал нам начальник главка транспорта области Владимир Очколас. По его мнению, цены действительно нужно повышать, но согласовано. «Последний раз цены на проезд в маршрутках Киевщины официально пересматривали в 2009 году. В середине февраля будем рассматривать цену в 30 коп. за 1 км», — сказал Очколас. Правда, уже сейчас стоимость 1 км выходит явно не 22 коп., а все 30—37 копеек.
КИЕВ. Дорожать дальше будут и городские маршрутки. Главк транспорта мэрии представил в Антимонопольный комитет расчеты себестоимости проезда. Чиновники согласились с перевозчиками, что траты на запчасти, по сравнению с 2008 годом, когда было последнее повышение, увеличились в 2,1 раза, на шины — в 4 раза, на масло — в 1,6 раза. Но какой будет цена, пока неизвестно. Перевозчики, напомним, говорят даже о 4—5 грн., но в мэрии обещают сделать подорожание минимальным. Конечно, насколько это возможно.