В Госпотребслужбе рассказали, какая ответственность предусмотрена для торговцев товарами и поставщиков услуг за отказ принять оплату от клиента банковской картой.
Там отметили, что в последнее время увеличилось количество жалоб потребителей на то, что некоторые продавцы убрали возможность оплаты картой за приобретенный товар. По закону «О защите прав потребителей», клиенты имеют право выбирать безналичную форму расчета, а продавец обязан предоставить ему возможность совершить оплату удобным способом. Также принимать расчеты с использованием электронных платежных средств продавцов обязывает постановление Кабмина № 833 от 15.06.2006.
В то же время, другое постановление правительства № 878 от 29.09.2010 «Об осуществлении расчетов за проданные товары (оказанные услуги) с использованием специальных платежных средств» освобождает некоторые категории продавцов от обязательного приема безналичной формы оплаты. В частности, это относится к продавцам в населенных пунктах с населением менее 25 тысяч человек. Остальные обязаны иметь POS-терминал или возможность использовать QR-код для безналичной оплаты.
«Отказ в безналичном расчете за приобретенные товары и услуги свидетельствует об ограничении прав потребителя и является нарушением требований законодательства, за которое предусмотрена ответственность статьей 23 Закона Украины "О защите прав потребителей" и статьей 155 Кодекса Украины об административных правонарушениях», — отмечают в Госпотребслужбе.
В случае нарушения отказа продавца принимать оплату картой клиентам советуют обратиться в местные органы Госпотребслужбы. Образец заявления можно найти на сайте службы в разделе «Если ваши права нарушены».
Отметим, что за отказ покупателю в реализации его прав предусмотрен штраф в размере десятикратной стоимость товара (не менее 85 грн) или 500 необлагаемых минимумов (8500 грн). Также установлена ответственность за нарушение правил торговли: максимальное наказание — 27 необлагаемых минимумов (459 грн).