Приключения электронного: как электронный билет должен работать в столице


Фото: shutterstock.com

Забастовка сотрудников «Киевпастранса», похоже, закончится очередным выделением денег – Кличко и Яценюк вроде как договорились о транше в рамках компенсации за проезд льготников. Следующий такой «пожар» – а он обязательно будет, ведь дефицит бюджета в «Киевпастрансе» достигает 50 млн. грн. в месяц, – может удобно совпасть с запланированным на февраль повышением тарифов на проезд. А об электронном билете как эффективном техническом средстве борьбы с коррупцией и вывода огромных денег из тени – вновь ни слова. Поговаривают, его введение вновь откладывают на неопределенный срок.

Итак, что же за панацея такая – электронный билет, и чем он лучше привычных «компостерных»? Для начала, вспомним цифры времен Александра Попова, который еще года полтора назад активно популяризировали идею электронного билета. Их две. На то время «Киевпастранс» тратил 43% на сбор выручки. То есть из одной гривны, заплаченной пассажиром, 43 копейки идет на печать билетов, зарплату кондукторам-контролерам, инкассацию налички. Безумная сумма, не правда ли? Инвестор предлагал брать только 8,8% от платы за проезд, то есть в разы меньше. Баланс «Киевпастранса» бы существенно улучшился, даже без повышения цен на проезд.

Почему же электронный билет так долго мусолят и снова откладывают в долгий ящик? Ответ прост – наличка. Объемы нарушений огромны, а сами они – разнообразны. Это и фальшивые билеты с издевательской надписью «Кабуланабус» на голограмме, и регулярная невыдача билетов на десятках маршрутов, особенно автобусных, и проход «за гривну» на городскую электричку. Отдельная история – маршрутки, которых немало и у «Киевпастранса». Здесь объемы неучтенной налички баснословны. Если принять за данность скромную оценку в 1 млн пассажиров маршруток в день – то это более 3 млн грн в день или больше миллиарда «кэша» в год!

 Как же работает электронный билет? Добавлю – единый билет во всем транспорте, включая и метро, и маршрутки. В подземке все уже реализовано – через бесконтактную карточку. И наконец-то в новых тарифах уже есть скидки, если ее пополнять «по много» – поездка может стоить 3,5 грн вместо 4 грн, если пополнить на 50 поездок. Но в метро все просто – турникеты, мимо которых не пройдешь. Московский опыт турникетов в наземном транспорте ужасен, его даже рассматривать не стоит. Хотя и в Киеве ездило пару автобусов с турникетами – но их быстро сломали.

Итак, есть электронная транспортная карточка, по сути, метрополитеновская бесконтактная. По схеме, которая озвучивалась еще при Александре Попове, в каждом автобусе, трамвае, троллейбусе размещался валидатор. Это такая довольно большая «коробочка», прикрепленная на поручне, приложив к которой карту, пассажир «чекинился», а с карты снимались бы деньги. Главный минус же – психологический фактор. Валидатор, как любой кассовый аппарат, должен печатать чеки-билеты, – чтобы их можно было держать в руках.


Фото: shutterstock.com

Печать очень дешева – обычный термопринтер, как в кассовых аппаратах, только выбивается и дата-время, и номер маршрута и транспортного средства. Подделывать такую уйму данных больно хлопотно – при этом не нужно тратиться на голограммы и средства защиты от подделок. А контролеры могут быть «вооружены» считывающими терминалами. «Предъявите-ка вашу транспортную карточку, проверим, оплачивали ли отсюда проезд». Но это на крайний случай. Еще про QR-код не забудем.

 Точно так же может быть реализована и электронная оплата проезда в маршрутках – вот это уже будет по-настоящему интересно, особенно для налоговой. А для транспортников – идеальное отслеживание пассажиропотоков. Так четко можно понять, сколько и когда пассажиров ездит на каком маршруте – уже не утаишь и не украдешь. Опять же – деньги идут через терминалы пополнения, а не «передайте на один по городу».

 Терминалы – еще одна история. Если закупать сотни новых для расстановки по городу – это уйма денег, то есть откаты и прочее. Самое дорогое в терминалах – банкнотоприемники и сейф, а это уже реализовано в многочисленных терминалах, расставленных по всему городу. Вполне логично через них пополнять и транспортные карты, нелишним будет и функция распечатать заранее билет на автобус в таком терминале – например, со сроком действия на час, на день, на отдельный маршрут. Вариантов может быть уйма.

 Способы пополнения карточки могут быть разные. Самое примитивное – вмонтировать в терминалы картоприемники, как сделано в харьковском метро. Можно – но это требует дополнительных модернизаций. Гораздо проще реализовать программно: для пополнения транспортной карточки (как и других операций с ней) просто вводишь ее номер. Мы же не вставляем симку в терминал, чтобы пополнить телефон!

 Но что все карточки да карточки. Можно и без них – с того же терминала просто приобрести и распечатать билет, а сдачу зачислить на телефон. Это решение для туристов, приезжих и просто тех, кто забыл карточку дома. Еще одна полезная интеграция – с банковскими карточками. Ведь таким же образом и их можно использовать как транспортные! Правда, здесь вступают в игру психологические страхи потерять. Ведь если восстановление транспортной карточки можно сделать таким же, как восстанавливаются «симки» (назвать код на хранящемся дома чеке или указать прошлые несколько поездок), то с банковскими картами сложнее. Но и такой вариант нужен! Способов вывести с транспортных расчетов кэш можно уйма – было бы желание. Тогда и деньги на зарплату появятся.