Если в конце зимы – весной во время масштабных увольнений по всей стране люди были вынуждены ни с чем уезжать домой, нынче заробитчане работу в столице находят. Причем берутся за низкооплачиваемую, на которую даже сейчас не спешат соглашаться киевляне.
Рабочие руки подешевели
Ранним утром в пятницу на площади у Центрального киевского ж/д вокзала особенно людно – с шести утра здесь начинает "работу" неофициальная биржа труда. Если несколько месяцев подряд это место пустовало, теперь тут снова собираются люди из разных уголков страны в надежде заработать на кусок хлеба. Народ самый разношерстный: от юных парней до стариков-пенсионеров. Нелегальные соискатели сразу бросаются в глаза – загорелые мужчины в простом и удобном прикиде с минимумом вещей кучкуются небольшими группками.
Подхожу к резвой толпе: "Какую работу ищете?" – "Что предлагаете? За сколько? Возьмите меня!" – услышав заветное слово, со всех сторон ко мне бросились безработные и вмиг обступили кругом. Сообразив, что я не работодатель, начали наперебой рассказывать о наболевшем. "Приехал из Винницы – работал шофером за 300 грн в месяц. А нужно прокормить семью – жену и годовалую дочку.
Вот и отправился на заработки в Киев", – говорит 26-летний Виктор. Молодой парень соглашается на любой труд: таскать тяжести на стройке, стены красить, копать или кусты подстригать – лишь бы платили прилично и в срок. Ведь, несмотря на безработицу, киевляне на такие вакансии не идут. На учете в столичном центре занятости нынче около 40 тыс безработных, но мало кто соглашается выполнять грязную работу за мизерную для Киева плату – 1,5–2 тыс грн в месяц. По данным специалистов, в мегаполисе на 240 вакансий маляров приходится лишь 22 резюме, а на 200 вакансий штукатуров – всего 15 желающих.
Приезжим нужно не только выжить в большом городе и выслать деньги домой, но еще и за жилье заплатить. Хоть благодаря кризису цены на аренду временного пристанища снизились: Виктор за угол отдает 450 грн в месяц.
"Снимаем на семерых хату в Боярке – так дешевле. Зарабатываю в среднем 100 грн в день, а до кризиса можно было получить и 150. Теперь расценки сильно упали: договариваемся с прорабом, что заплатит по 100–120 грн каждому, а малолетки тут же занижают цену: "я за сотню согласен!", "а я за 80!" Из-за этого остаемся ждать других предложений", – сетует молодой человек на новые законы "вокзального" трудоустройства. Но на самом деле сотня в день – подарок судьбы, поскольку, по словам нелегальных соискателей, можно и до обеда простоять впустую – далеко не всегда удается получить заветную работу по сходной цене. "Мы тут не просто стоим, а еще и дресс-код соблюдаем", – со знанием дела заявляет смуглый мужчина с пышными усами – ну вылитый казак! 36-летний Олег из Николаева продолжает: "Нас милиция прессует! Если ты голый-босый-простоволосый, менты сразу уведут в отделение". Помолчав минуту, он продолжил: "В моде себе отказываю, мой дресс-код – штаны и футболка. Хотя если не курить и не прикладываться к спиртному, можно вполне нормально зарабатывать".
Нас всю жизнь учили быть рабами
Причем если раньше приезжие с удовольствием соглашались на относительно постоянную работу, теперь не рискуют. Причина проста: работодатели, пользуясь нынешним изобилием дешевой силы, платят аванс, а спустя месяц-два выгоняют. Именно так Виктора "кинули" в Беларуси на 3,5 тыс грн, где он трудился на пилораме – парень был вынужден возвращаться на попутках из чужой страны без копейки в кармане. А 23-летнего Сергея Рубана из г. Петровское Луганской обл. обманули в Украине: "Год отработал на предприятии, и мне остались должны. Но для меня, менеджера-экономиста с высшим образованием, перспектив в нашем городе никаких: только в шахту или на завод". За виртуальные деньги, которые государство насчитывает гражданам взамен за нелегкий труд, долго не протянешь. А в столице Сергей себе цену знает – меньше чем за 120 грн пахать не соглашается. Равно как и еще один интеллигент, Анатолий, – гладко выбрит и причесан, в белой рубашке и очках, он явно выделяется на общем фоне трудяг. "Могу работать любовником – недорого, – серьезно заявляет он и на мой смех спешит добавить: я криминалист с высшим образованием". "Поэтому и работу полегче выбираете?" – удивляюсь. "Почему? Там не меньше пахать надо!" – отвечает.
Вдруг на площади появился статный мужчина средних лет с золотой цепью на груди. "Явно работодатель", – подумала я. И действительно, все как один бросились к нему. "Кто хочет на автомойку? Опыт работы есть? Вы крутые иномарки хоть раз мыли?" – вопрошал автомобильный мойдодыр и, пообещав 20% от выручки (примерно 200 грн за смену, в которые мало кто поверил), увез с собой нескольких человек.
"Казак" Олег почему-то остался в стороне от суматохи. "Посмотрите, мы, здоровые мужики, продаем здесь себя, как проститутки: я за столько пойду, а я за столько, – философствует он. – А как себя ведут китайцы, чеченцы, негры? Они приезжают к нам бедными-несчастными, потом кучкуются со своими и вместе сплоченно работают на перспективу. А наши – каждый сам за себя. Украинцы берут земляков на работу и своих же разводят на деньги! Обидно, что нас всю жизнь учили быть рабами, пахать на кого-то – совдеповское воспитание".
Заработать… на патриархе
Среди толпы мужиков с наружностью рабочих увидела женщину в очках с блокнотом в руке. "Тоже работу ищете?" – спрашиваю. "Нет, предлагаю – я посредник, – поясняет пенсионерка Галина Григорьевна. – У меня 45 лет медицинского стажа: скажите, как мне выжить на 700 грн пенсии? Спасибо правительству – добавило 6,70 грн. Денег едва хватает, чтобы не умереть с голоду". Женщина живет в Буче на Киевщине, а здесь подрабатывает: через Интернет связывается с работодателями и подыскивает им работников – всего за 50 грн. "С трудяг ни копейки не беру – услуги за счет заказчика", – заверяет она.
"А я акции уважаю, – делится еще один Анатолий, с виду пенсионер. – Вот недавно на Кирилла ходили: постояли три часа с плакатами – и тридцатка в кармане. Думал, поставят "за" него, а получилось "против". Но мне одна малина – лишь бы деньги платили! А так и на Януковича ходим, и на других – куда позовут". Но расценки тоже упали: если раньше на таких мероприятиях зарабатывали 50 грн в день, теперь – 30—40. Беззубый Толик за деньги готов даже кинозвездой стать. "В России с этим делом получше: там часто массовку на съемки фильмов и рекламы приглашают. А у нас ничего не снимают", – жалуется он.
В тот день я поговорила со многими, кто ищет в столице трудовое счастье. И что самое интересное – никто из них уже и не мечтает, чтобы кризис закончился, – люди к нему привыкли.
Встать с дивана!
Мой родственник – перспективный 22-летний парень – в прошлом году закончил престижный столичный вуз. Да и специализация у него хорошая, даже популярная – "компьютерные технологии". Когда молодому человеку предложили соответствующую вакансию в государственном учреждении с окладом в 2,1 тыс грн, он отказался: мол, у меня же крутой диплом – я на такие "копейки" не пойду! Были еще варианты неплохого по сегодняшним временам трудоустройства для начинающего специалиста. Но все предложения постигла та же участь – юное дарование отказывало одному работодателю за другим. До сих пор молодой человек в переносном смысле сидит на шее у матери, а в прямом – просто лежит на диване и делает вид, что в поте лица ищет работу. А на периодически всплывающий вопрос родных "Ну когда же, наконец, ты принесешь в дом деньги?!" клятвенно обещает: "Завтра!"
Причина не только в скрытом лентяйстве нынешней молодежи. А скорее в ее безразмерных амбициях: они хотят иметь все и сразу! После вуза ребята и девушки крутят носом, перебирая вакансии, и даже во время повальной безработицы не бросаются на непрестижную и низкооплачиваемую работу
Дочь подруги на год старше, но тоже искать работу не спешит – плюет в потолок в ожидании, когда мать… купит ей бизнес! Хм, пардон, а если не у всех родителей есть возможность подкинуть родному чаду первый взнос для раскрутки, то тогда что – до пенсии будем ждать манны небесной?
И то, что необходимо сперва где-то набраться опыта, чему-то научиться на практике, – это для юных специалистов последний аргумент. У них еще молоко на губах не обсохло, а они уже видят себя начальниками в кожаном кресле со сказочной зарплатой. Но позвольте: а работать-то кто будет? Ведь заветная мечта на голову не падает – к ней нужно идти шаг за шагом, и далеко не всегда этот путь устлан розами. А чтобы действительно многого добиться в жизни, нужно для начала хотя бы поднять с дивана свое мягкое место. И чем раньше, тем лучше.
Опрос: Согласитесь ли вы работать с зарплатой в 1,5—2 тыс грн?
Кризис кризисом, но бесплатно работать никому не хочется. Особенно привыкли к высоким зарплатам жители столицы. Даже сейчас они не спешат занять низкооплачиваемые вакансии.
Юлия, 25 лет, PR-менеджер:
– Однозначно нет. Я закончила "Могилянку" и не пойду на такие деньги. Люди надеются, что кризис пройдет и все наладится. За это время можно пойти учиться или повысить квалификацию. А какой смысл идти на низшую ступень?
Анатолий Антонович, 57 лет, электромеханик:
– На такую зарплату мало кто в городе согласится. Я вот работаю в престижном ресторане и получаю нормальные деньги – на жизнь хватает. В любом случае нужно искать что-то получше. Но в моем возрасте уже намного сложнее найти.
Киевлянин, 55 лет, сварщик:
– Нет, не пойду. Хоть я и пенсионер, но еще нахожу неплохой заработок. Все дорогое, а таких денег на что хватит? Разве что с голоду не умереть, а у меня семья, дети, внуки…
Василий, 42 года, техник-механик:
– Хоть я в данный момент безработный, но такая вакансия не для меня. От 2,5 тыс грн в месяц – это минимум, чтобы свести концы с концами. И то для регионов, а не для столицы. Здесь за эти деньги долго не протянешь, а еще и дети помощи ждут.
Наталия, 58 лет, полиграфист:
– Моей пенсии – получаю всего 600 грн – ни на что не хватает, так что я пошла бы. А где есть такая работа? Всю жизнь проработала на госпредприятии, потом его продали, а коллектив разогнали. С тех пор за гроши продаю семечки-орешки у метро.
Инна Ковалив