Столица — «Клондайк» возможностей и перспектив, который обязательно нужно завоевать. Таков стереотип. Поэтому каждый год Киев штурмует очередная волна «завоевателей», желающих взять от столицы все возможное и невозможное. Сюда устремляются и немолодые, и желающие получить работу трудяги, и полная амбиций молодежь. Не забываем и о тех, кто оканчивает столичный вуз, а также о тех, кто желает связать свою жизнь с киевскими горизонтами. Словом, выходцы из регионов — огромная конкурентная сила для коренных жителей столицы. По крайней мере, так было раньше.
«Провинциалы более мотивированы к карьерному развитию, поэтому часто они бывают более успешными, чем киевляне. Если расслабишься и допустишь ошибку, отступать некуда — запасного парашюта в виде родственников нет, — говорит киевлянин Юрий Пивоваренко. — Знаю четырех провинциалов, которые, приехав в Киев, стали зарабатывать больше, чем я. Пока я работал программистом, новенький парень из Запорожья за два года успел стать руководителем небольшого подразделения, купил машину и вообще активно продвинулся по карьерной лестнице. Таких «завоевателей» Киева много. Но им не позавидуешь. Они готовы на все, чтобы остаться здесь. Их жизнь наполнена стрессом, бессонницей, беготней и суетой. Они не могут позволить себе расслабиться и жить в удовольствие. А я могу. Для меня большой заработок никогда не был целью. Родители обеспечили меня квартирой, не надо сушить голову над тем, где достать деньги на аренду или кредит. Это дает мне свободу, возможность жить спокойной жизнью. Заниматься тем, что я считаю более важным, чем деньги и карьера. И вообще — дома всегда хорошо».
На сегодняшний день многие «завоеватели» Киева меняют стратегию. Они устают от ритма, жесткой конкуренции и высокой арендной платы. Многие решают капитулировать и возвращаются в родной городок или село. И больше не считают это поражением и проигрышем. «Сегодня» нашла людей, которые после киевского штурма вернулись на родину и открыли успешный бизнес. Или нашли свое призвание. Или наконец-то встретили половинку. Многие говорят: на работодателя производит впечатление то, что человек вернулся из Киева, и это дает преимущество при оценке кандидатов, даже если у них одинаковые резюме. Так что экс-«завоеватели» столицы чаще получают престижные должности, чем те, кто «штурм Киева» не прошел.
ЛЬВОВЯНКА: ВЕРНУЛА СЕБЕ ДРУЗЕЙ. «Я училась и работала в Киеве три года. Делала это успешно — отлично окончила магистратуру в Могилянке и сразу же нашла престижную высокооплачиваемую работу менеджера в крупной организации, — говорит лидер этногруппы Cherry Band Анастасия Войтюк. — Все шло хорошо, но только времени у меня совсем не было. Работа съедала мои силы, время, друзей. Однажды я поняла, что должна вернуться домой.
Четко осознавала, что вернуться назад в Киев будет очень трудно, что я теряю должность и зарплату. Но внутри меня созрело четкое убеждение, что я трачу свои силы не там, где должна. Живу и работаю не там, где хотела бы на самом деле. Коллеги совершенно не понимали меня. А тут еще, как только собрала вещи, неожиданно пришел грант на обучение в Польше. Там я провела следующий год и лишь после этого вернулась в родной Львов. Скажу честно, после Киева и Европы первые полгода Львов казался серым, сложным и невозможным. Но я возвратилась в реальную жизнь, где должна была сама расставить все точки и запятые. Сейчас, спустя три года, живу по графику, который составляю себе самостоятельно, а не «дядя». Исчез постоянный ритм и суета, но появилась мелодия. Звучит романтично, да?
Теперь у меня есть свой музыкальный коллектив, занимаюсь любительским театром, провожу тренинги, хожу на концерты. А главное — живу недалеко от центра, и мои друзья, братья и сестры могут не планировать визит ко мне за неделю. Они просто зайдут, когда будут проходить рядом.
Киевский менеджер стала львовским музыкантом. Фото из личного архива А.Войтюк
Я обожаю велосипеды, и в теплое время обхожусь без общественного транспорта. Во Львове можно много ходить пешком, если знаешь, как обойти центральные дороги. Отсюда легче и ближе уехать в Европу в выходные. Львов был и будет моим домом, а в Киев мне стоит приезжать, чтобы просто погостить».
ХЕРСОНЧАНИН: «РЫНОК СВОБОДЕН!». «Несколько лет назад я тоже пытался «штурмовать» столицу. Даже прожил там несколько месяцев, — говорит бизнесмен Александр Подолян. - Надеялся, что моя туристическая организация будет развиваться в Киеве успешнее и динамичнее. Но потом женился, и мы с моей супругой Кристиной решили освоиться в родном Херсоне. Киев — прекрасный город, со множеством возможностей.
Но я уверен: это стереотип, что найти себя можно только там. У провинции множество плюсов. Как предприниматель могу сказать, что здесь есть свободные рынки. В отличие от столицы, сюда можно заходить с новыми идеями. Здесь намного эффективнее используется время. В результате больше остается для семьи, не приходится воровать это время у родных. Также до ближайшей природы — рукой подать. Байдарки, плавни и другие прелести — всего в получасе от Херсона. Так что для гармоничной жизни больше возможностей. Уверен, найти себя можно и на «малой родине».
Подолян вернулись на «малую родину» ради рождения сына. Фото из личного архива
Сейчас Александр Подолян — владелец сети «магазинчиков счастья» «Прищепка». Чего там только нет! Чашки, ложки, подушки, пуфики, подставочки, полочки - все в креативном и даже хенд-мейд варианте. Заходя к ним, попадаешь в атмосферу уюта. Словом, без покупки выйти из «Прищепки» мало кому удается.
Даже киевские друзья супругов с восторгом посматривают на их магазинчики. Чета Подолянов планирует расширять свой бизнес на города-миллионники, в мечтах - даже Киев. Но жить в любом случае — только в родном Херсоне.
ХМЕЛЬНИЧАНКА: НЕ ХОТЕЛА ЖИТЬ НА РАБОТЕ. «В Киев я приехала восемь лет назад учиться, — говорит Валентина Дрищук, специалист по медиаисследованиям. — Последние месяцы перед окончанием университета, как и все, думала остаться в столице, но в итоге решила вернуться в родной город Хмельницкий.
Оставшись в Киеве, я вряд ли бы в условиях спешки сразу нашла любимую работу. Большинство моих финансов просто съедала бы аренда, а карьерная лестница заставляла бы сутками жить на работе. Я не хотела таких жертв и вернулась домой. Сейчас у меня хорошая работа (во многом благодаря «киевскому» диплому), высокая зарплата, которая позволяет снимать квартиру в центре. Меня не напрягают толпы в метро. Да и за счет последнего я могу уделить больше времени себе».