Если расследование уголовного дела требует проведения химического анализа вещественных доказательств – оно не минует химическую лабораторию Научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра при ГУ МВД в городе Киеве. Мы побывалт в этой лаборатории и узналт, что и как исследуют столичные эксперты.
Особое внимание - наркотикам
Основным направлением исследований химической лаборатории является экспертиза наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Такие исследования здесь проводятся чаще всего. С начала года в лаборатории сделали 1590 экспертиз только по наркотическим средствам.
Главная задача таких исследований – определить, входит ли изъятое в рамках уголовного производства у подозреваемых вещество в перечень запрещенных. "Мы устанавливаем, наркотик ли это. Если наркотик - то сколько его. Какой именно это наркотик, каково его процентное содержание", - рассказал "Обозревателю" ведущий специалист лаборатории Юрий Голяк.
Такие исследования проводятся на специальном приборе – хроматографе. В столичной лаборатории установлен достаточно современный прибор, приобретенный 4 года назад.
После того, как исследуемый образец помещен в прибор, хроматограф проводит анализ и выдает результаты в виде специального графика. Если исследуется, к примеру, амфетамин – на графике будет отображен не только его пик, но и расчет его количественного содержания. Этот график – задокументированный результат хроматографического исследования – приобщается впоследствии к выводам экспертов.
"Синтетика" против ЛСД
Эксперты столичной химической лаборатории могут составить настоящий рейтинг популярности различных наркотических и психотропных веществ в Киеве. Ведь чем более распостранен тот или иной наркотик – тем чаще с ним приходится иметь дело лаборантам.
Традиционно популярными – а соответственно и наиболее часто исследуемыми – остаются марихуана, ацетилированный опиум, амфетамины, героин, метадон, кокаин. "Чаще всего сейчас "синтетика". Амфетамины, метадон, чуть реже – героин и кокаин. Марихуана, само собой. В последнее время часто синтетические заменители компонентов марихуаны появляются. Они наносятся на другие травы и таким образом делаются так называемые курительные смеси. Раньше это было даже легально. А в последнее время все больше этих веществ включаются в списки контролируемых, и это тоже мы исследуем", - рассказывает Голяк.
Реже всего в лабораторию на исследование попадают некоторые популярные ранее галлюциногенные препараты. Например, ЛСД – галлюциноген, "мода" на который в Восточную Европу пришла из запада еще в 1960-х годах. Со временем, в силу сложностей, связанных с синтезированием ЛСД, это вещество вытеснили другие, более доступные.
"ЛСД заменили некоторые синтетические вещества, обретшие популярность в последние годы. Есть, видимо, определенные группы химиков, которые этим занимаются в мире. И вот они разрабатывали, синтезировали вещества, которые значительно проще получить, чем ЛСД. По действию они близки, и дозировка одного порядка - потому перешли на них. То, что было сложнодоступно - о нем забыли постепенно", - говорит эксперт.
Экспертиза от металла до водки
Исследуют в химической лаборатории не только наркотические вещества. Тут проводятся специальные виды исследований. "Исследуем металлы, спирты, нефтепродукты, продукты выстрела, продукты взрыва, лако-краски. Так что у нас такая обширная лаборатория, и обширный объем работы проводим по различным направлениям", - перечисляет Голяк.
Несмотря на широкий спектр экспертиз, подавляющее большинство из них проводится исключительно в рамках следствия. Исключение составляют разве что экспертизы спиртосодержащих веществ. "Это спирты, водка, продукты – не подделка ли это, соответствует ли ГСТУ, тем стандартам, которые существуют в Украине. Одним словом, не фальсификат ли", - объясняет эксперт.
По словам Голяка, расценки на проведение таких экспертиз установлены согласно расчетам Кабинета Министров Украины. "На формирование стоимости исследования влияет количество объектов, что именно исследуется, какие вопросы поставлены и какие виды экспертизы необходимы", - отметил он.
К слову, в упомянутом распоряжении Кабмина стоимость такой экспертизы зависимо от уровня сложности колеблется от 1 до 6 тысяч гривен.
Длительность и сложность проведения каждой экспертизы – индивидуальна. Некоторые виды исследований могут продлиться до 90 дней. Иногда основную сложность являет собой не столько само исследование, сколько подготовка проб. Особенно это касается наркотических средств "кустарного" производства.
Отечественные "умельцы" умудряются намешать туда столько всевозможных загрязнителей, что приборы зарубежного производства попросту могут не выдержать. Поэтому перед помещением пробы такого вещества в приборы для анализа их необходимо тщательно очистить. "Есть объекты, которые имеют такой состав, что там это не чистые вещества, а смесь действующего вещества и еще несколько десятков веществ-загрязнителей. Такие объекты требуют предварительной подготовки. И эта подготовка может длиться дольше, чем непосредственно само исследование", - говорит Голяк.
Исследования европейского уровня
В химической лаборатории столичного экспертно-криминалистического центра трудятся 25 экспертов. Правда, как признаются сотрудники лаборатории, они не отказались бы от расширения штата, ведь работы в столице хватает. Но пока экспертам приходится довольствоваться тем, что есть. С одной стороны, их стремления к расширению сдерживает действующее штатное расписание. С другой – долгий путь от университетской скамьи до работы в лаборатории отпугивает многих потенциальных кандидатов.
"Как правило, чтобы работать у нас в лаборатории, нужно иметь химическое образование. Плюс - необходима специальная подготовка для допуска к проведению специальных видов исследований. У нас там различные допуски – химический, для специальных видов исследований, биологические допуски, правовая подготовка… У нас МВД проводит подготовительный процесс, который длится 2-3 года. В конце сдаются зачеты, экзамены - и только потом эксперт может работать самостоятельно", - объясняет Голяк.
Сотрудники лаборатории постоянно работают над усовершенствованием проводимых экспертиз. Немалую роль в этом играет обмен опытом с заграничными коллегами – участие в специальных семинарах, посещение зарубежных лабораторий, участие в международных проектах.
"Сейчас у нас проходит сотрудничество в отрасли межлабораторного контроля качества на уровне ООН. Выдаются дважды в год контрольные задания по выбранным направлениям сотрудничества. Общаемся через Интернет, через электронные базы. Получаем контрольные задания, потом обмениваемся данными, оцениваем коллегиально результаты. Получаем стандартные образцы международного качества", - рассказывает Голяк.
Сотрудники, повидавшие, как работают их коллеги в других странах, уверяют: мнение, что наши эксперты уступают заграничным – в корне ошибочно. "Мы не ощущаем существенной разницы в качестве результатов наших и заграничных. Мы работаем на таком же оборудовании. Возможно, разница есть в финансовом обеспечении – может, у них кабинеты или спецодежда другая. Но и у них, и у нас специалисты одинакового профиля и одинакового уровня. И сопоставимые уровни исследований", - делится размышлениями Голяк.
В целом, без участия экспертов химической лаборатории редко когда обходится расследование любого преступления, совершенного в Киеве. Но в любом случае сотрудники лаборатории руководствуются принципом "семь раз отмерь, один – отрежь". И дело тут не только в уголовной ответственности, которую может понести эксперт, сделавший заведомо ложный вывод. Но и в том, что для кого-то росчерк пера эксперта под выводами экспертизы может стать билетом в тюрьму – или на свободу.