Коснуться берега (Taller 301)
В проекте, одержавшем победу на конкурсе, архитектурная студия из Колумбии Taller 301 делает акцент на том, что в настоящее время между городом и рекой существует серьезный барьер - загруженная автомобилями Днепровская набережная. Архитекторы решили сосредоточиться на том, чтобы совместить город и Днепр с помощью особого сухопутного моста, который превратился бы в масштабное публичное пространство.
Вдоль всей Приднепровской зоны архитекторы предлагают проложить наземный маршрут, который состоял бы из велодорожки и деревянной дорожки для пешеходов в форме круга. Он может стать в основе пешеходных узлов, а также легко приспосабливается к особенностям ландшафта. Кроме того, подобная терраса станет прекрасным местом для прогулок и любования видом.
Особое внимание в проекте урбанисты придают приспособлению развязки на Почтовой площади к потребностям пешеходов - здесь предлагают также создать пешеходный мост в форме кольца, который бы проходил над автомобильными дорогами и соединил бы фуникулер, Церковь Рождества Христова и, собственно, набережную.
Изюминка проекта - ландшафтные мосты, с помощью которых архитекторы предлагают совместить верхний город и реку. Такие мосты должны пройти над Днепровской набережной и спуститься к самому Днепру, позволяя людям и дикой природе коснуться воды. С помощью таких живописных мостов можно будет беспрепятственно дойти до набережной прямо, а не преодолевая лестницы и переходы.
Днепровский парк (FoRM Associates)
По мнению архитекторов из FoRM Associates, Киев должен адаптироваться к потребностям XXI века, требованием которого является ориентация не на автомобили, а на пешехода. «Можно представить Нью-Йорк без Центрального парка? Лондон без Темзы? Необходимо сделать так, чтобы и Киев без Днепра представить было невозможно », - говорят FoRM Associates.
Во-первых, архитекторы предложили создать удобное сообщение между городом и набережной - построить новый пешеходный мост, который соединит Днепр с центральной частью города. Во-вторых, построить пешеходные террасы вдоль Днепра, с которых люди могли бы любоваться видом. В-третьих, привлечь к обустройству днепровской набережной локальные сообщества, которые могли бы принять участие в оформлении публичного пространства.
Кроме того, команда предложила собственную систему освещения берега Днепра, а также новую систему навигации. Архитекторы сравнили Приднепровскую зону с жемчужный ожерельем, каждая бусина которого - исторический памятник, парк или культурное учреждение, расположенные вдоль реки. Их просто необходимо соединить, чтобы дать возможность жителям удобно добираться от одного места к другому.
INFRASCAPE (OUT)
Команда архитекторов и урбанистов OUT (Office of Urban Terrains) предложила несколько стратегий того, как реализовать огромный потенциал киевской набережной в качестве публичного пространства.
Зону Приднепровья можно условно поделить на две части: верхнюю и нижнюю. В верхней находится серия развитых туристических, исторических, культурных, спортивных, деловых зон и пространств для отдыха. Зато нижняя часть стала свалкой старых монументов и архитектурных руин, брошенных на произвол судьбы. В своем проекте INFRASCAPE предлагают не стирать границу между верхней и нижней частью набережной, а наоборот, использовать их противоположность: с одной стороны, люди смогут пользоваться развитой инфраструктурой верхней части склонов, с другой - могут разведывать таинственную дикую природу нижней части.
Также архитекторы предлагают создать систему небольших сооружений - магазинов, кафе, площадок для досуга, которые бы сформировали новый тип инфраструктуры. Такое решение позволит наполнить пространство склонов жизнью, не вредя здешней природе.
Последний пункт стратегии - позволить людям пойти к дикой природе днепровских склонов, превратить их в настоящий дикий лес в черте города.
Здесь они предлагают создать специальные конструкции - навесы, оплетенные цветами и растениями. В теплое время года здесь смогут собираться люди и интересно проводить время - общаться на природе или даже заниматься альпинизмом. А в зимнее время навесы могут стать прибежищем для диких животных.
Как и другие архитекторы, OUT предлагают построить пешеходный мост над Набережной дорогой, а Почтовую площадь превратить в публичное пространство, где можно будет проводить праздники или фестивали.
Игра (Кен Яоки)
Архитектор Кен Яоки из Японии также задался вопросом о том, как использовать мощный потенциал склонов столичной реки. Вместо того чтобы строить высотные здания, тем самым разрушая уникальный речной ландшафт и экологическую систему берега, архитектор предлагает развивать город в горизонтальном направлении - в сторону Днепра.
Его решение - аккуратно расположить вдоль реки точечные публичные пространства, связанные между собой подземными туннелями. Среди вариантов таких пространств: пешеходный мост в форме круга с удобной системой пешеходного трафика и хорошим видом, пространство ниже уровня земли, или сквозная дыра вниз к метро, которая станет не только общественным пространством, но и впустит природу к системе метрополитена.
Эти точки Яоки предлагает совместить подземными переходами, которые не вредили бы природе. Причем эти тоннели должны стать не просто переходами, а местом досуга - здесь можно расположить магазины или кафе, организовывать события или устраивать экспозиции.
Как и Taller 301, Кен Яоки предлагает построить на Почтовой площади пешеходное кольцо, которое отделит людей от автомобилей, и станет местом досуга. Посреди кольца удобно расположить экраны, на которых будут транслироваться важные события, а люди смогут наблюдать за ними с пешеходного моста. Такое кольцо, по мнению японского архитектора, впоследствии даже может стать символом Киева.
Размывая край (Index)
Архитекторы из австралийской студии Index предлагают совместить верхнюю часть берега с набережной в трех местах, каждое из которых будет иметь особое функциональное назначение. Например, в первой точке, где город спускается к воде, предлагают построить бассейны, установить киоски с уличной едой и обустроить места для рыбалки. Во второй будет ледовый каток, различные кафе и колесо обозрения. А в третьей предлагают построить развлекательный центр и новую станцию метро прямо на берегу реки.
Как и другие архитекторы, Index считают, что Почтовую площадь ни в коем случае нельзя оставлять такой, как она выглядит сейчас. Здесь они предлагают обустроить места для торговли едой и напитками. Еще один плюс проекта - австралийские урбанисты предусмотрительно не стали доверять киевлянам дизайн этих торговых точек, а придумали свой. Иначе прогрессивное публичное пространство рискует превратиться в хаос из киосков различной конфигурации цвета.
Пока нам остается не терять надежду и делать все возможное, чтобы проекты преобразования зоны Приднепровья наконец начали претворять в жизнь.