Столичный градоначальник рассказал о том, какое строительство начнется после Почтовой площади, о сессиях Киеврады, горячей воде и о том, как гулял на юбилее друга.
— Несколько дней назад город отметил День независимости. Достойно ли, по-вашему, отгуляли праздник и, возможно, каких-то мероприятий не хватало лично вам?
— Мы очень серьезно отнеслись к подготовке. Напомню, что было более сотни разных мероприятий, куда привлекали и самых маленьких киевлян, и взрослых. Мне кажется, что интересно было всем. Особое внимание я акцентировал бы на концерте, который состоялся на Майдане Незалежности. Я лично присутствовал на нем: там царила очень приятная, дружеская атмосфера. Как подтвердила милиция, не было ни одного правонарушения, несмотря на то, что присутствовало более сотни тысяч человек. Если бы я мог добавить какие-то мероприятия, то сделал бы это во время подготовки праздника (смеется). Но если вдруг у киевлян есть идеи, к примеру, на следующий год ко Дню независимости или к 70-летию освобождения Киева, к которому мы сейчас активно готовимся (6 ноября. — Авт.), то прошу передавать идеи, к примеру, через вашу газету.
— Кстати, о 6 ноября. К этой дате должны закончить строительство второго тоннеля под Почтовой площадью. После завершения развязки к чему далее приступит город?
— Правительство сегодня, выполняя поручение президента, и агентство по национальным проектам, а также мы задействованы в очень масштабном проекте. Это строительство кольцевой окружной дороги вокруг Киева. Полукольцо существует, но оно все равно приводит весь транспорт к Южному мосту. Поэтому все равно движение транспорта идет через центр города. Сейчас проходят процедуры, которые определят перспективу этого проекта. Предварительно, строительство начнется в следующем году. Для этого нужно будет построить не только сами дороги и необходимую инфраструктуру, но и новый мост через Днепр. Строительство его планируется ниже Южного, примерно в районе Корчеватого. Проект прорабатывается и, мы надеемся, что в следующем году мы его начнем.
— Поднялся вопрос о нелегальных парковках в городе. Власти планируют их ликвидировать, но ими часто пользуются и сами киевляне, ведь у них нет другого выбора. Какие законные парковки вы предлагаете взамен? Как ими можно будет пользоваться?
— Этот вопрос очень актуален для Киева. Но речь не идет о том, что мы полностью ликвидируем парковки. Этот процесс нужно упорядочить на территориях, которые непосредственно прилегают к жилым домам, потому что у нас сегодня много жалоб по этому поводу. Мое мнение, во-первых, что парковки должны размещаться не рядом с домами. Во-вторых, я — за легализацию этого бизнеса в целом. У нас есть коммунальное предприятие, которое занимается этими вопросами. На сегодня объем рынка, которым оно оперирует и за что платятся налоги, — около 40%. Все остальные парковки функционируют вне закона. Главное — мы не получаем доход в бюджет города в том объеме, который определен законодательством. Такого просто не может быть! Наше задание — легализовать этот бизнес, чтобы владельцы парковок платили налоги. То есть, мы из незаконных парковок сделаем законные: они могут остаться на тех же территориях, если, к примеру, нет заявок от жителей дома, что стоянки им мешают. Быстро построить многоэтажные паркинги в каждом микрорайоне не получится: это дорого стоит и повлияет на цену за саму парковку.
— Будет ли начато строительство метро в сторону Троещины в этом году? И как вы относитесь к идее построить «частное» метро — продолжение «синей» ветки от «Теремков» вдоль окружной дороги полностью за счет инвестора? Не будет ли там отличаться цена проезда от всего остального метрополитена?
— Чем быстрее мы будем строить метро — тем лучше. Это решает сразу несколько проблем. Во-первых, это популярный транспорт, перевозящий около двух миллионов человек в день. Во-вторых, такое строительство создает около 10 тысяч рабочих мест, а это глоток кислорода для многих предприятий, которые изготовляют строительные материалы и конструкции, производят металл и поезда. Это толчок для нашей экономики, ведь строить это метро будут именно киевляне. Заказы мы стараемся размещать именно на киевских предприятиях. Другое дело — откуда брать ресурсы на реализацию таких проектов? Вот наша задача сейчас — найти эти ресурсы вместе с правительством. Начнется строительство точно в этом году. Закончим «Теремки», строители освобождаются — и сразу переключаются на новые станции в сторону Троещины. Продолжении «синей» ветки — очень перспективный проект. Там строится целый город, где будут проживать примерно 45 тысяч человек, возводят крупнейший в Европе торговый центр («Республика». — Авт.) и вскоре мы там открываем автовокзал. То есть туда будут подвозить людей из других регионов, поэтому там объективно напрашивается возможность ответвления ветки и строительства двух новых станций метро. Вторая из них — оптовый рынок «Столичный», где продают продукцию по низким оптовым ценам. Мы должны помочь киевлянам увезти свои покупки оттуда. Так что, заверяю вас, стоимость проезда будет одинаковой. Кроме того, уже точно в этом году начнем вводить систему дифференцированной оплаты за проезд, но это будет не быстро — предстоит много работы: все станции нужно оснастить новым оборудованием. Как будет рассчитываться стоимость проезда, пока точно не известно. Один из вариантов — цена будет зависеть от дальности поездки, а второй вариант — от времени.
— Киевляне продолжают жаловаться на отсутствие горячей воды. Местами это продолжается более двух месяцев. Когда завершатся работы?
— Сейчас мы серьезно подошли к теме ремонта магистральных трубопроводов. Километрами меняем их, чтобы как минимум 30—40 лет не возвращаться к этому вопросу. Укладываются современные конструкции, используются новые технологии, в том числе автоматизированная диспетчерская система контроля за работой этих трубопроводов. Уже не первый раз мне приходится извиняться перед жителями за то, что мы не укладываемся в отведенные две недели. Но работы масштабные, в этом году мы меняем более 30 км таких трубопроводов. На подготовку систем теплоснабжения к отопительному сезону используем около 200 млн грн. Ко Дню независимости подключили около тысячи потребителей, которые были отключены, но к сожалению, работы еще продолжаются. Извините, что так происходит. К началу отопительного сезона всех потребителей обязательно включим.
— В столице сейчас проходит конкурс на маршруты для частных перевозчиков. Владельцы маршруток не довольны новыми требованиями города: к примеру, машины должны быть не старше 7 лет и оборудованы навигаторами. Они уже поговаривают, что поднимут цены за проезд до 6 гривен. Насколько это реально и как будет действовать власть?
— Мы планируем убрать из города старый аварийный транспорт и, меняя свой коммунальный общественный транспорт на новый, задаем стандарт для всего города. Хотим видеть партнерами тех перевозчиков, которые готовы поддержать такой стандарт. Понятно, что сегодня не у всех есть финансовый ресурс для этого, но стремиться к этому необходимо. Кроме того, на нескольких маршрутах, где мы готовы поставить современные трамваи, троллейбусы или автобусы, мы будем вытеснять маршрутки. Таким образом, услуги становятся более качественными, с одной стороны, а с другой — дешевеют. Дешевле потому, что мы дотируем наши КП, хотя это не просто. Что касается оплаты, то мы не можем повлиять на частных перевозчиков. Свою цену мы пока держим и тем самым тоже конкурируем с частными перевозчиками. Если они повысят цены, то пассажир придет на наш транспорт — и мы получим доход. Но пока перевозчиков, которые бы подали документацию на повышение цены за проезд выше 3 грн, нет. Разговоры об этом ведутся, но мне такие факты не известны.
— На первой встрече в нашей редакции вы рассказали, что уже осенью киевляне смогут увидеть электроавтобус, который разрабатывается на базе «Киевпастранса». Как продвигаются работы?
— Я сам его еще не видел, но мне докладывали, что проект успешно реализуется. Мы испытали свой двигатель, которым будет оборудован электроавтобус. Он уже установлен на ходовую базу и проходит испытания. Как только электроавтобус будет готов перевезти первых пассажиров, мы всех пригласим на него посмотреть. Мы будем продолжать развивать электротранспорт, ведь себестоимость проезда в нем на 30% ниже, чем у того, где дизель или бензин. Также до конца года мы получим еще 40 новых троллейбусов, которые выйдут на линии.
— Будет ли проводится реконструкция площади Шевченко? Иногда оттуда просто невозможно выехать из города.
— Абсолютно согласен. Существует серьезная проблема. Но чтобы начать ремонт, поток транспорта нужно убрать с площади. Для этого нужно достроить Окружную в районе улицы Богатырской, куда мы и сможем вывести машины. Но там нужно строить путепровод. А это тянет финансирование, которого не хватает. Приходится выбирать. Но если мы этот поток транспорта не уберем с площади, реконструировать ее нельзя, иначе полностью заблокируем движение в этой части города. В следующем году планируем решать этот вопрос и надеемся в дальнейшем комплексно подойти к реконструкции площади.
— На столичной набережной начали швартовку плавучие рестораны и кафе. После публикации в «Сегодня» их отбуксировали. Разрабатывается ли сейчас схема размещения дебаркадеров? Где бы они могли располагаться?
— Наша позиция — набережная должна быть открыта для всех. Мы отремонтировали набережную в районе памятника Основателям города. Там мы сделали участок с клумбами и подсветкой. Такой со временем мы видим всю набережную. Это должна быть прогулочная зона. Поэтому мы ограничивали и будем ограничивать ее эксплуатацию. Кроме того, эта зона не приспособлена для размещения дебаркадеров, в чем и была причина событий трехгодичной давности, когда мы массово их оттуда убирали. Пока где размещаться дебаркадерам — не решено. Сейчас они стоят там, где не попадаются на глаза, не загрязняют город и есть возможность обеспечить экологическую составляющую и правила швартовки.
— Недавно в городе пострадали от вандализма парковые скульптуры. Например, изувечили скульптуру Ежика в тумане. Не собираетесь ли устанавливать в парках и скверах видеонаблюдение (об этом заявляли полтора года назад), чтобы как-то повлиять на вандалов? Есть ли на это деньги?
— Вот как раз отсутствие денег на видеонаблюдение и повлияло на то, что мы это не сделали. В прошлом году в некоторых местах в центральной части города мы установили камеры, чтобы обеспечить там порядок. На других объектах пока наблюдение не устанавливали. Но без этого никуда не деться: обязательно нужно составить схему размещения камер, где это особенно нужно, совместно с правоохранителями. Нужно брать их статистику по правонарушениям и определять с ними горячие точки, где и устанавливать видеонаблюдение. В этом году реализовать проект точно не получится, но в следующем постараемся. В первую очередь это могла бы быть Пейзажная аллея, где много необычных памятников, которые привлекают внимание не только туристов, но и вандалов. Также, к примеру, Мариинский парк и парк КПИ.
— На улице Серафимовича жители протестуют против строительства супермаркета на месте сквера. Возможно ли помочь активистам?
— Мы сделали все необходимое для того, чтобы действительно поддержать жителей. И я знаю, что сегодня в судебных инстанциях, как и в горсовете, находятся материалы, которые в случае принятия позитивных решений позволят нам отменить землеотвод. Районная администрация и городская выступают за то, чтобы единым фронтом поддержать жителей. Я думаю, что мы добьемся там справедливого решения.
— В зоопарке хотят построить океанариум. Поговаривают, что это первый шаг к застройке территории городского зоосада. Как вы оцениваете подобные заявления? И какие перспективы развития городского зверинца?
— Решение окончательно не принято. Мое мнение: стационарно размещать океанариум или дельфинарий нужно именно на территории зоопарка. Это удобно и логично: взяли ребенка и посмотрели с ним и животных, и подводный мир. Сам город построить его не сможет. Это стоит около 30—40 миллионов гривен — серьезные деньги, на которые лучше построить детский садик. Поэтому были инвесторы, которые согласились строить, при условии гарантий стабильной работы. И это никакое не посягательство на территорию зоопарка: просто еще одна экспозиция. Но когда мы подошли к принятию окончательного решения, общественные организации, которые считают, например, что рыбы и дельфины не могут содержаться в подобных условиях, начали активно протестовать, что и послужило тому, что этот проект затормозился.
— В воскресенье в столичных школах — первый звонок. Как собираетесь поздравлять первоклашек от КГГА. Сколько деток в этом году сядет за парты, и откроют ли как обещали две новые школы к 1 сентября?
— К счастью, у нас в городе хорошая демографическая ситуация. Поэтому в этом году в первые классы пойдут на 6% больше деток, чем в прошлом, а всего — 26 тысяч первоклассников. А это говорит о том, что нам и в дальнейшем нужно открывать новые школы и детские сады. Подарком для детей дошкольного возраста считаю новые хорошо оборудованные сады. В этом году также открываются две школы: одна частная русско-украинская, а вторую построил город совместно с правительством, реализуя задание президента, на левом берегу в Дарницком районе. Ее уже давно ждут киевляне: они переехали в новый микрорайон, а детей им приходилось возить в школу далеко от дома.
— В этом месяце вы побывали в отпуске. Как вы провели эти дни. Где успели побывать, что больше запомнилось во время путешествия. Какие сувениры привезли с отдыха?
— Отпуск у меня — 8 дней. Был и приятный повод: у моего друга, который живет в Болгарии, юбилей, и он пригласил к себе в гости. Очень приятные впечатления остались именно от общения. Мы с друзьями как-то разъехались, и иногда нам очень приятно встретиться и вспомнить прошлое. Сувениров не привез, наоборот вез подарок другу.
— В этом месяце таки состоялась сессия Киеврады. Не обошлось без штурма и разбитых окон мэрии. Хотелось бы узнать ваше мнение, когда все же состоятся выборы мэра и Киеврады и насколько реально их провести этой осенью?
— С точки зрения реальности провести выборы осенью — согласно законодательству, от момента принятия решения о дате выборов до самой даты должно пройти 2,5 месяца. Дата выборов — вопрос Верховной Рады. Что касается проведение сессии, то, по-моему, заигрываться в политику, когда речь идет о социальной защите людей, и противопоставлять политику интересам всех киевлян — непорядочно. Киеврада обязательно будет работать. Мы будем просить их назначать заседания и голосовать за те решения, которые помогают развивать город и решать проблемы киевлян. Кстати, на ближайшие заседания планируем выносить решения о прототипе страховой медицины (речь идет о бесплатном медобслуживании и обеспечении медикаментами пока только чернобыльцев и афганцев, затем, если программа хорошо себя зарекомендует, то и всех киевлян), обсуждать проект бюджета и программу соцэкономразвития на будущий год.