Если в Европе железнодорожные пути генерируют прибыль государству и народу, то в Украине — только коррупционерам. «Укрзализныця» для государства стала бермудским треугольником убытков давно. Но сегодня ее состояние уже угрожает жизни пассажиров.
На заседании Кабинета министров 20 декабря снова прозвучал перечень проблем «Укрзализныци» — кадровые вопросы, нехватка грузовых вагонов и локомотивов, нехватка пассажирского состава, на котором не стыдно было бы перевозить людей. Если локомотивная тяга или грузовые вагоны и зерновозы являются головной болью для крупного бизнеса (металлургов, зернотрейдеров и других аграриев), то качество пассажирских перевозок касается каждого гражданина. И здесь проблема уже не только в культуре обслуживания или адекватности цен. Проблема в том, что «Укрзализныця» из-за коррупции уже не способна гарантировать пассажирам безопасность. Почему так сложилось?
А кадры — кто?
Человеческий фактор. Это то, с чего начинаются все успехи и провалы в любой сфере. На примере «УЗ» можно изучать действие принципа негативного отбора. Руководят пассажирским хозяйством не профильные специалисты, а бывшие ревизоры, бывшие сотрудники правоохранительных органов и другие «специалисты» широкого профиля. Большинство из них занимались «обилечиванием» проводников, то есть банальными поборами. Директор по пассажирским перевозкам ОАО «УЗ» Игорь Романкив — именно из этой когорты. О «черной» кассе «Укрзализныци» проводятся журналистские расследования — в частности, одно вышло в программе «Деньги» на канале «1 + 1». После чего был отстранен начальник департамента пассажирских перевозок Игорь Бреус, к которому якобы эти деньги стекаются. Но этим невозможно пошатнуть систему поборов, которая дает такие «барыши». По информации специалистов, количество безбилетных пассажиров достигает около 50%, а это сотни тысяч гривен ежемесячного ущерба государству!
Если же проанализировать форумы железнодорожников и интернет ресурсы, которые мониторят работу железной дороги, окажется, что великие специалисты пассажирской отрасли, кроме поборов с проводников, занялись значительно более глобальной коррупцией!
В 2017 году на пассажирское хозяйство заложено более 2 миллиардов гривен. На что же пошли эти средства? Правильный ответ: прежде всего — на «золотые» туалеты. Последний контракт железной дороги на поставку частей вакуумных биотуалетов был подписан с ООО «НПО «МДС» 03.03.2017 г. Предметом «туалетного тендера» стали установки экологически чистого туалета (ЭЧТ), стоимость которых — 1,08 миллиона гривен. Сама кнопка смыва в «золотом» чудо-туалете стоит почти 6000 гривен, индикатор занятости — 8600 гривен, а компрессор и блок унитазный стоят сотни тысяч гривен. Очевидно, в качестве унитазов закупали скульптурные шедевры эпохи Ренессанса на художественных аукционах.
С кондиционерами — аналогично: с двумя фирмами подписан договор на поставку систем кондиционирования пассажирских вагонов на сумму 94 миллиона гривен. Победителями процедур стали ООО «Промтехиннвации» и ООО «Фирма «Элекон ЛТД». Стоимость одной системы кондиционирования составила около 380 тысяч гривен с НДС! В целом приобретено 250 комплектов таких кондиционеров. Можно было бы надеяться на честное расследование закупок, качественную проверку соответствия «освоенных» сумм реальной стоимости товаров... Но кто же это проверит, если всем процессом руководят сами выходцы из контролирующих органов?!
Закупиться по-богатому
Как наварить на ремонте вагонов? Руководство украинской железной дороги может давать мастер-классы по этому ремеслу. По словам железнодорожников, стоимость капитального ремонта пассажирского вагона на частном заводе на 30% ниже, чем на собственных предприятиях пассажирской компании. И вот вам фокус: именно частные производители строят и ремонтируют вагоны «УЗ», а компания покупает их запчасти, а потом списывает «сэкономленные» миллионы. Сами же мощности компании простаивают.
Ну а главный мастер-класс — разнообразные закупки, осуществляемые через фирмы-«прокладки», в которых оседают миллиарды гривен в год. Бывают исключительные ситуации, когда суды отменяют закупку в обход тендеров, как это было в октябре 2017 года, когда Хозяйственный суд Киева признал недействительным договор поставки филиала «Укрзализныци» креплений на 158 млн гривен. Но в основном — рука руку моет.
Перечень схем привел Владимир Шульмейстер, проработавший первым заместителем Министра инфраструктуры в 2014-2015 гг. По его подсчетам, 250 млн. грн. ежегодно крадется на закупках топлива и масел по завышенным ценам. На закупке электроэнергии через подставные фирмы кто-то наваривает 300 млн. грн. в год. И так далее — ущерб, нанесенный компании только при закупках, составляет миллиарды гривен ежегодно.
Колеса смерти для «УЗ»
Самое страшное следствие коррупционных сделок на «Укрзализныце» — удар по безопасности пассажиров. Садясь в вагон, человек рассчитывает, что он, хоть и скрипит и воняет, но по крайней мере не разваливается. Однако и последнего уже никто не гарантирует. Потому как перевозчик закупает морально устаревшие или бывшие в употреблении детали для подвижного состава — по цене новых и современных, конечно же.
Например, в структуре «УЗ» есть несколько научных железнодорожных институтов, которые должны сертифицировать всю закупленную продукцию. Некоторые ловкие дельцы в руководстве «УЗ» организовали схемы, по которым определенные товары от определенных поставщиков проходят сертификацию на беспрекословной основе. Их качество не соответствует стандартам, но цена ежегодно растет.
Также компания-перевозчик под видом новых закупает старые запчасти для вагонов. Вот один из случаев: 15,5 млн грн. недавно ушло фирме-«прокладке», которая поставляет луганское подержаное железо 2014 года производства. ООО «Локомотив-Комплектснаб» стало победителем 5 аналогичных тендеров Центра обеспечения производства «УЗ» на поставку запчастей к пассажирским вагонам. Фирма представляет интересы ООО «Луганский завод «Полимер». Этот победитель тендера до 2016 года был зарегистрирован в Луганске. Сейчас фирма прописана в Киеве, по адресу — улица Чигорина, дом 12, офис 213. В этом же 213-м офисе прописано еще 74 различных фирм, что указывает на фиктивный адрес предприятия и возможную противоправную деятельность.
Почему из оккупированных территорий подгоняют Украине эти «колеса смерти», которые вскоре выйдут из строя? Возникает вопрос, как такой коррупционный беспорядок на железной дороге сохраняется, несмотря на все кадровые ротации и объявленные реформы? Очевидно, в системе, которая генерирует «черные» доходы и миллиардные «откаты», заинтересованы высокие государственные чины. Поэтому хозяйством управляют бездари, которых увольняли с предыдущих мест работы — они не способны ничего изменить. Поэтому мы не видим ответственности Председателя правления, членов правления компании или профильных министров.
Состояние «Укрзализныци» настолько критическое, что угрожает национальной безопасности. А главное — жизни и здоровью пассажиров, на которых в «УЗ» наплевали.
Источник: Контракты