Практически всю прошедшую неделю в столице вовсю лил дождь, и киевляне снова столкнулись с традиционными неудобствами: затопленными тротуарами, подземными переходами, дорогами. К счастью, с понедельника дождей в столице станет немного меньше.

Во время такого перерыва накануне сезона осенних дождей в столице будут исправлять ошибки, которые ярко проявились на Куреневке, Подоле, Позняках и других районах, где на днях были зафиксированы довольно масштабные затопления улиц.

О том, где в столице стоит бояться подтоплений, кто ответственный за "уборку" дождевой воды, и сколько нужно денег на ремонт и реконструкцию киевских коллекторов, пишет "Обозреватель".

"Мокрые" районы Киева

За поверхностный водоотвод в столице отвечает не только "Киевавтодор", который на прошлой неделе занимался ликвидацией последствий подтопления на улице Скляренко. В распоряжении этого предприятия – только магистральные коллекторы дождевой канализации, таких в столице 797,4 км. У остальных сетей поверхностного водоотвода – другие "хозяева".

"Самая большая сеть (1700 км) - это внутреннеквартальные водостоки, которыми занимается управление жилищного хозяйства, ОСББ, то есть жэки. Малые речки, каналы, открытые водоемы – это КП "Плесо" (62,7 км). Штольни, галереи, дренажи – ВАТ "Супр", специальное управление противооползневых работ (191,2 км)", - говорит генеральный директор "Киевавтодора" Георгий Глинский.

По его словам, в столице существует несколько потенциально проблемных в плане подтопления районов. Это водосборный бассейн речки Лыбедь, площадь Победы, проспект Бажана, улицы Пестеля и Богатырская. Именно здесь в случае проливных дождей проезжую часть "заливает".

"Причины – недостаточное сечение коллекторов дождевой канализации, повышенный уровень воды в открытых водоемах, засоренность коллекторов посторонними предметами, наличие в коллекторах инженерных сетей", - перечисляет Глинский. Кроме того, за последние годы Киев интенсивно застраивается – поэтому коллекторы, спроектированные под другие объемы водоотведения, с существующим поверхностным водосбором уже не справляются. Особенно, когда начинаются длительные и обильные дожди.

Эта проблема – недостаточное сечение коллектора – особенно остро проявляется

на левом берегу столицы. "Примером может быть метро "Левобережная". Там от Луначарского и до Днепра проложен коллектор диаметром 800 мм – при том, что на этом участке давно нужен коллектор диаметром 1200", - говорит Василий Мельниченко, главный инженер "Киевавтодора".

А гендиректор добавляет: "Недостаточное сечение – в коллекторах, которые обслуживают Левобережную площадь, улицы Стеценко, Полупанова, Киквидзе, Сырецкую, Фрунзе, Алма-Атинскую".

По данным "Киевавтодора", в Киеве около 12% коллекторов исчерпали срок эксплуатации – это, прежде всего, касается коллектора по улице Фрунзе, Ильинской, Глыбочицкой, а также Сырецкого коллектора.

Затопление из-за веток, покрышек и другого мусора

Что касается ситуации с улицей Скляренко – там подобного подтопления "Киевавтодор" не ожидал. После ЧП предприятие начало разбираться с причинами подтопления. Оказалось, что вода на улицу вышла из-за того, что коллектор закупорили обрезки деревьев, не убранные после расчистки сухостоя.

"Когда на берегах Сырецкого ручья (а он имеет протяжность 14 км, площадь водосбора 18 кв. км, начинается в районе парка "Нивки" и протекает по 4 районам Киева) расчищали сухостой - его просто потом не вывезли. Когда пошли дожди – древесину смыло в ручей и понесло в коллектор, закупорив его. Обычно разный мусор задерживает специальная решетка, установленная в месте, где ручей входит в коллектор. Когда вода поднимается – мусор несет над решеткой", - объясняет Глинский.

По его словам, подобное подтопление случилось впервые. "Мы сейчас думаем над тем, как механически предупредить повторение ситуации. Возможно, нужна другая конфигурация решеток, которая пропускала бы воду", - говорит гендиректор "Киевавтодора".

Он рассказывает, что с открытых русел рек в коллекторы могут попадать самые необычные предметы, в частности, покрышки автомобилей, ведра. Проблемой для дорожников остается и стихийная торговля. Торговцы перекрывают сливные решетки товаром, оставляют после себя упаковки, кульки, которые забивают решетки. Из-за этого, например, время от времени происходят затопления в переходе возле завода "Большевик".

Куда плывет дождевая вода

В "Киевавтодоре" утверждают: для того, чтобы улицы Киева оставались в мокрую погоду незатопленными, нужно почти 3 миллиона гривен. Этих денег должно хватить всем балансодержателям системы поверхностного водосбора.

"На сегодняшний день разработана программа улучшения ситуации и реконструкции коллекторов, где происходит подтопление во время сильных ливней. В целом, эта программа рассчитана на 2,7 млрд. гривен. 600 млн. – нам, для проведения первоочередных оперативных работ: расчистки сливостоков, которые засоряются, а также на проведение ремонтных работ по ликвидации дефектов коллекторов", - сообщил Глинский.

По его словам, программа предусматривает капремонт и реконструкцию, проведение нового строительства, ремонт насосных станций, заниженных в местах транспортной развязки по улице Телиги. "А также в пешеходных подземных переходах. Мы постоянно за ними наблюдаем – насосные станции в таких переходах нужно периодически обновлять, когда они уже исчерпывают свой ресурс", - добавляет гендиректор "Киевавтодора".

Но все-таки больше всего денег требуют не сами коллекторы, а подведомственные КП "Плесо" открытые водоемы. "Система сливостоков может функционировать нормально только тогда, когда открытые водоемы будут нормально принимать ту воду, которая поступает из наших закрытых систем. 2 млрд. грн. необходимо на то, чтобы привести в надлежащее состояние открытые водоемы. Это и речка Лыбедь, которая уже не справляется с объемом поступающей воды, мелиоративные каналы, которых бесчисленное количество, Сырец тот же самый. От работы этих сливостоков во многом зависит работа и наших сливосточных систем. Тогда, когда эти сливостоки переполняются и уровень воды в них становится выше, чем в наших сливных системах – получается обратный эффект", - говорит главный инженер "Киевавтодора".

По словам Мельниченко, Лыбедь давно требует расширения русла, потому что при переполнении сливостоков происходит гидравлическое уравновешивание. Вода в речке поднимается выше отметки площади Победы – и тогда затапливает улицы Пестеля и Старовокзальную.

Три миллиона для будущих дождей

В "Киевавтодоре" признают, что на сегодня сумму в нужных 3 миллиона гривен бюджет вряд ли поднимет. "Поэтому выделены первоочередные работы, связанные именно с теми местами подтоплений - 40 или чуть меньше, которые нужно срочно делать. Сейчас рассматривается план социально-экономического развития на 2013 год, и будет рассмотрена возможность финансирования для реализации этой программы", - говорит Глинский.

Кое-что "Киевавтодор" сделал, не дожидаясь утверждения программы реконструкции. "Сегодня разработано несколько проектов относительно прокладывания новых и реконструкции существующих коллекторов дождевой канализации. Это канализация возле Киево-Печерской лавры, строительство коллектора по улице Полупанова, по проспекту 40-летия Октября. Также при проведении реконструкции проспектов Бажана и Григоренко, улицы Горького была реконструирована и система дождевой канализации", - сообщил Глинский.

Он подчеркивает, что комплексный подход – реконструкция канализации одновременно с реконструкцией всей улицы – является наиболее эффективным.

Гендиректор надеется, что депутаты Киевсовета одобрят разработанную "Киевавтодором" и КГГА программу, и за последующие несколько лет она будет реализована. Если все так и сложится, киевляне смогут забыть, что такое ходить и ездить по затопленным улицам.

kiyany.obozrevatel.com