На конечной остановке маршруток вышгородского направления, у станции метро "Героев Днепра", народ гудит. Еще на днях доехать до Вышгорода можно было за 3 гривны, а с 1 февраля цена подскочила до 4,5 гривны.
- Водители оправдываются, что подорожал бензин, налоги повысились, - сетует жительница Вышгорода Тамара Цимбал. - Но я-то хорошо знаю, что это всего лишь повод побольше заработать. У меня муж в Киеве на автобусе работает, и я прекрасно знаю, как рассчитывается стоимость проезда. Это грабеж.
Подорожание проезда на полторы гривны - еще не самое худшее. Некоторые частники повысили цену на все пять. Возле столба с расписанием маршрутов объявление: с 1 февраля проезд будет стоить 15 гривен (было 10).
Пассажиры, которые отправляются по этому направлению, говорят, что из-за повышения цены многие дачники начали выставлять на продажу свои участки. Мол, невыгодно их теперь содержать, тратя такие деньги на проезд. Но самих перевозчиков это мало волнует.
- Мы много платим за бензин, - делится контролер маршрута №397 на Вышгород Наталья Ивановна. - Кроме того, машины не новые и их постоянно нужно ремонтировать. Да и заработать что-то надо. Так что даже этого повышения мало. Надо поднимать еще на 2 гривны. Тогда не будем работать себе в убыток. В забастовку пассажиров мы не верим. Маршрутка - самый удобный вид транспорта. Так что покричат - и будут дальше ездить спокойно.
Сейчас многие из Вышгорода добираются в Киев на попутках. Собираются в группу из 3-4 человек - и "голосуют". Другие пассажиры пользуются электричками. Так, за 2 гривны можно добраться от Вышгорода до платформы "Петровка". В Интернете уже собираются инициативные группы пассажиров, недовольных подорожанием проезда и призывающих объявить бойкот перевозчикам. А те в свою очередь поговаривают о дальнейшем повышении цен.
- Процесс остановить уже нельзя. Главная причина - это подорожание топлива, которое составляет 50 процентов тарифа. Кроме того, нужно держать уровень зарплат и ремонтировать технику. Что касается рентабельности перевозок, то она составляет не более 10 процентов, это очень мало, - пояснил Виталий Рева, президент Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков.
Неравномерное подорожание объясняют многими факторами: загруженностью пассажирами, километражем и даже комфортабельностью. Но не факт, что все перевозчики такие бедные и несчастные. Сегодня во многие города и села можно добраться исключительно маршрутками. Там работы нет, поэтому все население катается в столицу, чем перевозчики и пользуются.
В ТЕМУ
- Я знаю, что в столице уже 16 перевозчиков подали документы в горадминистрацию и Антимонопольный комитет на пересогласование. Это раньше самой высокой ценой было 2,5 гривны. В тех документах, которые я видел, речь идет о 3 гривнах и выше, - пояснил Виталий Рева.
Киевляне могут массово пересесть на коммунальный пассажирский транспорт. Но и он тоже будет дорожать. С 1 февраля НКРЭ повысило стоимость электроэнергии для предприятий городского электротранспорта на 30 процентов. Значит, скоро подорожает горэлектротранспорт. Правда, в мэрии говорят, что Александр Попов поручил "Киевскому метрополитену" и "Киевпас¬трансу" разработать меры по предотвращению повышения стоимости проезда, сообщает "Комсомольская правда" в Украине".