Во вторник первому машинисту киевского метро, который 6 ноября 1960 года дал старт столичной подземке, исполнилось 87 лет. Иван Андреевич Виноградов, первым пустивший поезда от станции "Крещатик", до сих пор бодр и весел. "День рождения отметил по-семейному. Пришли сын, дочь и внучка. Сын, кстати, по моим стопам не пошел, он — связист", — говорит пенсионер. Сегодня вместе с ним вспомнила, с чего начиналось киевское метро.
В Киев Иван Виноградов приехал в 1950 году после окончания техникума в Ленинграде. "Стажировались слесарями в мотор-вагонном депо Киев-Пассажирский. Потом я был машинистом на ЮЗЖД, где проработал по 1960 год... Приходилось даже эксплуатировать трофейные вагоны из метро Берлина на нашей железке. В Киеве метро тогда только строилось, первое временное депо возвели в районе станции "Днепр". Вагоны поставлялись из Москвы: первая партия, из 24 единиц, прибыла в Дарницу. Меня назначили ответственным за их транспортировку. И мы перевозили их по ночам к станции "Днепр" по трамвайным путям — через мост Патона. На доставку одного вагона уходила ночь. После проверки в депо их поднимали по эстакаде на станцию "Днепр" и загоняли в тупик на "Арсенальную", — вспоминает пенсионер.
Иван Виноградов в день запуска первого поезда подземки
Чтобы работать в киевском метро, Иван Андреевич прошел обучение в техшколе московского. "Учебу мы окончили в октябре. Тогда же начали обкатывать первый участок киевского метро в режиме реального времени (5 станций — от "Вокзальной" до "Днепра"). Школу машинистов я окончил на отлично и был назначен на должность машиниста-инструктора. Когда стал вопрос, кто поведет первый поезд, кто-то сказал: это должен быть киевлянин. Выбор пал на меня и москвича Алексея Семагина. Нас проверили спецорганы на предмет сознательности, лично со мной беседовал полковник! В шутку я ему сказал: "Ноги не дрожат!" — вспоминает Виноградов.
Но 6 ноября, признается машинист, под землю он спускался с волнением. "У меня проверили документы, и я пошел осматривать поезд на "Вокзальной". Тогда в составе было три вагона, и я заглянул под каждое сиденье-диван — нет ли там чего подозрительного. Проверил оборудование, и, доложив диспетчеру о готовности состава к выходу на линию, поехал на "Крещатик". Там готовились к митингу при участии начальства, были и киевляне, которые пришли по спецпропускам. После митинга об открытии метрополитена, дали команду, и я открыл двери. В вагон зашел Демьян Коротченко, председатель Верховного Совета Украины и городское начальство Киева. После посадки всех пассажиров и команды: "Вперед!" — мы двинулись к "Арсенальной". Там остановились, и боссы осматривали станцию. А на "Днепре" все чиновники пересели на машины, а часть пассажиров проехались в вагоне до "Вокзальной", — вспоминает день открытия Виноградов.
Старт. Иван Виноградов и Алексей Семагин вели первый поезд метро
Чуть позже киевскую подземку показали и Хрущеву: он объездил все станции, а на "Вокзальной" сказал, что лучшую станцию получили арсенальцы. Виноградову же больше всего нравится "Крещатик".
В метро на разных должностях первый машинист подземки проработал 47 лет! "Спустя 20 лет после открытия метро, мы готовились к запуску участка на Куреневско-Красноармейской линии. И его открывал я, хотя я тогда уже работал инженером в электродепо "Дарница", — говорит Виноградов.