Рассказ Петра Пастернака строился, в основном, на развенчании мифов о деде и его семье. Оказалось, что материального эквивалента Нобелевской премии наследники писателя не получили. Напомним: в 1958-м Пастернака вынудили отказаться от награды, но в 1990-м его сын все же получил медаль и диплом Шведской академии.

Так вот, ни о каких деньгах тогда и речи не было – премия «отказанта» сразу же вернулась в фонд и в 1959-м была распределена между другими лауреатами. Но своему деду Петр Пастернак благодарен: «Есть «сберкнижка», на которую постоянно «капают» очень небольшие доходы от переизданий трудов Бориса Леонидовича. Туда, в случае экстренной необходимости, может залезть каждый из его 12 наследников (дети и внуки Пастернака от двух жен – Евгении Лурье и Зинаиды Нейгауз. Петр Евгеньевич – потомок по линии Лурье, единственный из внуков, родившийся при жизни деда. – Авт.)».

На выставке представлены экземпляры «Доктора Живаго», вышедшие в 1958 году за границей. С ними тоже «непонятка». «Права на «Доктора Живаго» находятся в Италии, где был впервые издан роман. Но существует более поздняя рукопись, которую в 1989-м мой отец опубликовал в «Новом мире». Между ними – небольшие расхождения, поэтому права на издание этого варианта принадлежат уже нашей семье», – рассказал Петр Пастернак.

В экспозиции множество и фотографий, снабженных биографической справкой или выпиской из произведений Пастернака, его рукописи и изданные книги, портреты разных лет, бюст, лепившийся «с натуры», и посмертная гипсовая маска. «Очень хорошая выставка, – подытожил внук писателя. – Все собрано профессионально, без «искусствоведческих» ошибок, с которыми мне часто приходится сталкиваться».

И так говорить у Петра Евгеньевича есть полное право: он уже много лет занимается «пастернаковедением», а недавно даже составил и издал альбом фотографий – приложение к биографии писателя, написанной его сыном.

{google}

Газета по-киевски