Паша на «Бомбе»

Я в Киеве

НК: Сколько «человеко-часов» потратили лично вы на помощь застрявшим в снегу киевлянам?

Больше полутора суток, почти двое. В первый день (в субботу) мы выехали в 5 утра, где-то в 2 ночи я попал домой. На второй день я взял с собой сына, выехали в 9 утра, и вернулись часам к 3-4 следующих суток.

НК: Сколько примерно машин вы вытащили?

Я не считал. Наверное, где-то в промежутке 150 — 250... Затрудняюсь ответить точнее. Мы постоянно переезжали с места на место и тянули машины, одна за одной, одна за одной. Ну и вообще как считать? Были ситуации, когда, скажем, мы вытащили одну фуру — а она блокировала дорогу сотне легковых машин.

НК: Деньги водители вам предлагали?

Мы принципиально денег не брали. Ну, а водители — по-разному: кто-то предлагал, а кто-то и спасибо забывал сказать. Ну, такое дело.

НК: А вот была история, что на Житомирской трассе у волонтеров вроде бы был конфликт с работниками МЧС, которые вытаскивали машины за деньги — «бесплатные» волотнеры им якобы мешали зарабатывать.

Я тоже это слышал, но не берусь судить, как там было на самом деле. Могла быть и такая ситуация: выехала техника и в течение полусуток работает, чистит, растаскивает. Может у нее закончиться топливо? Может. Заправят ее на заправке бесплатно? Не заправят. Теоретически могло быть такое, что сотрудники предложили водителям: если хотите, сбросьтесь 500 грн на топливо, чтобы мы могли продолжить вам помогать.

Или вот такая ситуация: идет по городу техника с поднятым ковшом, не помогает никому. Куда человек едет? Кто знает — он просто такой вот козел или, может, сломался и пытается дотянуть до своего автопредприятия? Нельзя так огульно, в каждую ситуацию надо вникать.

НК: Как реагировали люди на ваше предложение помочь?

По-разному. Бывает, стоит человек в снегу, а тут — колонна машин подъезжает, предлагает помощь. И человек поначалу пугается, думает, ой, сколько ж им надо давать? 20 грн? 100? 1000? В общем, некоторые шарахались - «Не надо!». - «Это бесплатно». - «А, ну тогда да!».

Некоторые боялись, что мы повредим их автомобиль: «Да нет, пока не нужно, мы сейчас вот лопатами раскопаем сначала...». Мы: «Не беспокойтесь, мы сначала машиной разравняем снег и аккуратно вытащим».

Были и такие, которые вели себя так: а, ну раз они вытягивают меня, то пусть сами там и лазят раком, а я в машине в рубашке посижу, покурю. Но если такого вот не вытянешь, за ним останется стоять 50 или 100 машин с нормальными людьми. Так что мы старались ни на кого не обижаться.

Ну и со временем у нас выработалась методика общения с автомобилистами. Подъезжаем и сразу говорим несколько ключевых, успокаивающих фраз: «Мы аккуратно. Это бесплатно», и т.п. Вообще у нашего экипажа и тех, кто ездил с нами, главным принципом было, как у врачей, «не навредить».

НК: С ГАИшниками и МЧСниками вы контактировали? Как складывались эти отношения?

Контактировали постоянно, и я после этого их не называю МЧСниками или ГАИшниками, а называю со-ТРУДниками. Когда мы подъезжали и говорили, что можем оказать помощь, они раздвигали свои машины, пропускали нас, советовались с нами. Несколько раз мы сотрудничали с экипажами БТРов — «раскатывали» перед ними дорогу, вместе двигали заблокированный общественный транспорт.

Или вот была ситуация: на подъезде к Житомирской трассе на перекрестке застряла фура: она разворачивалась в сторону Киева, тягач выехал на обочину, застрял и накренился, а прицеп остался стоять посреди дороги. Там были сотрудники ГАИ, мы им говорим: давайте мы поможем. Они: «Да как вы поможете? Только что два «Урала» дергали, ничего у них не вышло, только оторвали крючок — теперь и тянуть не за что». Мы: «А мы попробуем». Они: «Ну попробуйте». К этому времени мы уже выработали метод: становится три-четыре машины в ряд и тянут за одну стропу — так гораздо эффективнее: можно легко, без рывка, в натяжку вытянуть. Попробовали развернуть этот прицеп — лопнула стропа (рассчитанная на 16 тонн, вдвое сложенная). Тогда мы зацепились за дерево, используя его как якорь — так усилие прилагалось гораздо более точечно, и мы развернули эту фуру параллельно дороге.

Когда сотрудники это увидели, они соединились со своими по рации и повели наши четыре машины по встречке в другое место, затор разбирать. Когда разобрали и там, они говорят: вау, дайте нам ваши контакты, мы вас будем звать, если будут такие вот сложные ситуации.

НК: Как вы решали, в какой точке города приложить свои усилия?

Правильную стратегию мы выработали не сразу. Сначала здесь, на Подоле, вытаскивали всех, кто попался по дороге, всех, кто просил. Потом стали замечать, что некоторые этим пользуются: мол, вытяни мне со стоянки машину, я поеду на работу. Ясно, что это только усугубило бы пробки.

Тогда мы поехали на Московский мост (там в сторону Троещины все стояло), спросили там у сотрудников МЧС, чем мы можем помочь. Они говорят: заедьте по встречке на мост, попробуйте повытягивать машины. Мы там немного поработали, а потом приехал большой тягач, оттащил стоявшие на въезде на мост фуры, появился «Беларусь» - начал расчищать снег, стали посыпать дорогу — стало ясно, что пробка начинает рассасываться.

Где-то в этот момент мы начали понимать, что в городе-то люди могут оставить машину, пешком дойти до метро или, в конце-концов, сесть где-нибудь в кафе. А на трассе людям деваться некуда. В общем, мы решили пробираться на трассы — сначала на Одесскую. По дороге зашли на наш форум Off-Road Master — а там пишут, что на Окружной застрял автобус с детьми. Поехали вытаскивать этот автобус — и не нашли его. Единственный, который нам попался, был с какими-то иностранными дядьками, которые не говорили по-русски.

Поехали дальше на Одесскую трассу, но по пути узнали, что она уже посыпана, и машины по ней уже двигались. Поехали на Варшавское шоссе — оно было очень загружено. Через Демеевку ехали — нам позвонили, что там у внедорожника сгорело сцепление, и он встал прямо поперек дороги — в общем, мы вытащили его и поставили на платную стоянку. По дороге выдергивали машины, раскатали дорогу во двор для машины с детьми — она не могла проехать по снегу, ну и т. д., и т. п. В общем, много перемещались по городу.

НК: Как вы считаете, коммунальщики вовремя вышли на уборку снега, или момент был упущен?

У них просто не получилось. Утром в пятницу светило солнце, а в обед шел уже такой сильный снег, что в тех местах, где расчищали, уже через час не было видно вообще, где чистили, а где — нет. Снегом все засыпало моментально.

НК: Но вообще, как по-вашему, это была настолько неуправляемая стихия, что ничего нельзя было поделать, или все-таки городская власть плохо подготовилась к ситуации?

Наверное, можно было получше подготовиться, провести разъяснительную работу... А что касается МЧС, ГАИ и коммунальных служб — тут есть такой фактор: у нас не крайний Север, где регулярно происходят подобные стихийные бедствия.

Взять тех же сотрудников ГАИ, которые поначалу не верили в эффективность лебедки, которую мы применяли — у них просто никогда не было такого опыта. Мы-то постоянно друг друга на соревнованиях из болота вытягиваем, уже есть сноровка, знаем, как лучше прицепить, в какую сторону тянуть, как не разорвать машину — а у них откуда взяться таким навыкам? Кроме того, это же ночь, темно, сотрудники на ногах по 12 часов, а то и сутки. Мы-то можем сказать «устал, хватит» - и поехать домой отсыпаться. А сотрудник ГАИ или МЧС никуда уйти не может, чаю или покушать ему никто не принесет, переобуться-утеплиться — тоже никакой возможности. Человек утром шел на работу — солнце светило. А тут — стихия, резкое похолодание...

Ну и что касается стратегии: да, теориетически можно было расставить людей и технику в ключевых точках — но с другой стороны, кто мог заранее знать, какие точки станут ключевыми?

НК: А вот есть еще противоположное мнение: власть властью, коммунальщики коммунальщиками, а вы-то сами, автомобилисты, зная прогноз погоды, зачем выперлись на работу на своих малолитражках, а не поехали в метро?

Ну осуждать людей за это тоже не совсем правильно... А тем более — за то, что у них в багажнике нет лопаты или хорошей стропы. Те стропы, что продаются на заправках — полное, извините, г...но. Они рассчитаны максимум на то, чтобы по чистому асфальту одной легковушкой дотащить другую до СТО.

Более-менее надежная вещь будет стоить уже не 50-100 грн, а 300, 500, 1000. Зачем такая стропа в багажнике машины, которая никогда не использовалась в каких-то экстремальных условиях? Обычная лопата стоит 100-200 грн — а в повседневной жизни она не нужна, только место в багажнике занимает. Да и толку от нее в этой ситуации было мало: какой лопатой можно выкопать машину из сугроба? Ну, так получилось: люди утром выехали на работу, а вернуться не вышло.

НК: Как по-вашему, проблема на сегодняшний день уже устранена?

Нет. Основные улицы разблокированы, создана видимость движения. Но остались еще улицы нерасчищенные, с которых автомобили не могут разъехаться до сих пор. У меня такая машина, на которой в обычное время не особенно-то поездишь по Киеву — я выезжаю на ней на выходных, на какие-нибудь соревнования или покатушки за городом. А есть ребята на машинах поменьше, но с хорошей резиной, оборудованных лебедкой, силовым бампером — на таких авто каждый день ездят на работу. И, перемещаясь по городу по своим делам, до сих пор по ходу дела вытягивают машины.

НК: Многие говорят о том, что благодаря этой стихии в киевлянах пробудился дух сотрудничества, взаимопомощи. И что, в общем, неожиданно оказалось, что люди готовы бескорыстно помогать друг другу. И из-за всего этого воспоминания от этой истории остались скорее позитивные.

Да, такое ощущение было. Много значит чей-то пример. Когда наши ребята выехали помогать, и об этом стали писать в соцсетях, появились люди, даже не имеющие автомобилей, которые говорили: «У меня есть лопата, я готов копать, помогать, возьмите меня в экипаж!». А многие из тех водителей, которых вытащили из пробки, тут же останавливались, чтобы подобрать и подвезти людей, добирающихся пешком... А были, конечно, и те, кто ни толкать не помогали, ни пешеходов не подбирали: дождались, когда их вызволили, и поехали себе. Город большой, все разные.

Об авторе

Павел Белойван

Член киевского клуба Off-Road Master

Авто: существенно переоборудованная «Тойота» по кличке «Бомба»

Работает: автосервис «Антарес», ул. Константиновская, 73

23-24 марта в Киеве вытащил из снежных заторов трудно поддающееся исчислению количество автомобилей.