Крупные и мелкие сети используют одни и те же уловки для усыпления бдительности обычных покупателей. Обойдя столичные сетевые магазины, «Комментарии» составили рейтинг продуктов, которые нельзя приобретать в «цивилизованных» торговых точках.
«Гнилые» псевдоакции
На первом месте по классу опасности – акционные товары с очень низкой ценой. По закону испорченные продукты требуется утилизировать. Например, просрочка (разрешенный процент к утилизации) для категории молочной продукции составляет 5-7%, для мясо-колбасных изделий – 15-20%, для фруктов и овощей – на уровне 40%.
Однако многие супермаркеты на утилизации стремятся сэкономить. Зачем им уничтожать то, что можно продать с выгодой, пусть даже минимальной? Невероятно, но факт: официальной торговлей гнилью крупные продуктовые сети в настоящее время совсем не брезгуют, отмечает издание.
Правда, делают это «завуалировано», создавая целые отделы (или выделяя место на полке) под так называемые акционные продукты по низкой цене - на 50-70% дешевле по сравнению с нормальным товаром. Здесь можно встретить все – от почерневших овощей до побелевшей колбасы и заплесневевшего (не французского) сыра. Но это уже – не еда, а настоящие отходы, потребление которых всего приведет как минимум к пищевому отравлению.
Куры-гриль, кулинария и полуфабрикаты
В минувшем году 46 киевлян буквально за один вечер «заработали» острую кишечную инфекцию после употребления кур-гриль в одном из столичных супермаркетов известной торговой сети. После этого опасный продукт с полок маркетов до конца лета исчез. К тому же, после ряда масштабных проверок санэпидемстанцией (СЭС) заметно поредел перечень собственных кулинарных шедевров от торговых сетей.
В нынешнем сезоне столь массовых случаев отравлений пока еще не было. Поэтому, как отмечает завотделом гигиены питания и безопасности пищи Центра радиационной медицины Игнат Матассар, кур, для продажи в сыром виде уже некондиционных, по-прежнему продолжают продавать под «грилем». Как, впрочем, и всю остальную группу кулинарной продукции – салаты с майонезом, жареное мясо и рыбу. А также – фарш и маринованное мясо для шашлыков.
Если уж кушать очень сильно хочется, а времени на приготовление еды совершенно нет, можно попросить продавца дать на пробу любое понравившееся блюдо из отдела кулинарии (такая услуга предусмотрена практически везде), чтобы поближе посмотреть на него и принюхаться.
Рыба и другая «заморозка»
При производстве свежемороженой рыбы важно защитить ее поверхность от обезвоживания и окисления жира. Для этого и используют глазирование. Воду разбавляют специальным химическим составом с влагоудерживающим составом, благодаря чему глазурь долго не тает, а рыба - не портится. При этом масса глазури в зависимости от вида рыбы и от того, как она была разделана, должна быть от 2% до 4% массы рыбы.
В действительности же замороженные продукты, особенно морепродукты, продающиеся «в глазури» изо льда, после разморозки теряют до 20-40% веса. К тому же, когда жару не выдерживают даже холодильники и морозилки, рыба, морепродукты и мороженое и полуфабрикаты по нескольку раз размораживаются и застывают снова. По словам заведующей лабораторией санитарно-пищевой микробиологии Института питания Светланы Шепелевой, говорить что-либо хорошее о пищевой и питательной ценности такого продовольствия не приходится «Не стоит «вестись» на якобы низкую цену - лучше выбрать аналогичную рыбу, но без «глазури», а вареников и пельменей – налепить на домашней кухне», - рекомендует эксперт.
Старому товару - «новую» одежку
Как отмечает руководитель регионального отделения всеукраинской общественной организации «Союз потребителей Украины» Максим Папуша, чтобы продать залежалый товар под видом свежего, его обычно «наряжают» в новые одежды.
На такую уловку попадаются даже подкованные завсегдатаи. Например, если маркировка даты изготовления нанесена краской, ее аккуратно удаляют и штемпелем наносят свежую дату. Поскольку с выдавленной маркировкой подобный вариант не проходит, то стоит обратить внимание на молокопродукты с «давленной» (а не нарисованной) датой.
Аналогичный принцип используют и для фасованных мясо-колбасных изделий. С той лишь разницей, что здесь занимаются не «рисованием», а просто полностью переклеивают этикетки. Поэтому, если поверх заводского стикера наклеен еще и супермаркетовский, то от покупки «лакомого кусочка» проще отказаться. Летом она может закончиться плачевно - вплоть до летального исхода.
«Хитромудрая» выкладка
Зачастую «на передний план» на полке выставляют продукт с истекающим сроком годности, а свежие прячут далеко в глубине. Причем делает все это, в отличии от предыдущих способов, вполне легально, - это называется хитроумным словом «мерчанзайдинг» (выкладка продукции и оформление торгового пространства). Дабы не попасться на сей весьма распространенный крючок и не принести домой молоко, которое назавтра скиснет или конфеты, которые уже «поседели», нужно внимательно смотреть на дату выпуска, и не стесняться перерывать весь ряд с продукцией.
Забираясь «за свеженьким» в самую глубину, специалисты советуют помнить, что данный метод применим не только к продуктам, но и к напиткам. Например, к пиву. Из-за неосмотрительности можно взять с полки первую стоящую бутылку, в котором «пенное» окажется прокисшим.