Пока же чиновники решают мелкие вопросы - как изъять из водительских аптечек недоступный в свободной продаже сильнодействующий препарат.
Антимонопольный комитет заинтересовался водительскими аптечками. Внимание чиновников привлек препарат буторфанола тартрат (0,2% - 1 мл) - сильнодействующее обезболивающее, которое согласно ГСТУ 3961-2000 должно быть в каждой автоаптечке. Но дело в том, что в свободной продаже буторфанол приобрести невозможно, поскольку лекарство отпускается строго по рецептам. Да и далеко не во всякой укомплектованной аптечке он есть. Посему антимонопольщики предложили комплектацию аптечки отдать на откуп водителям...
Препарат буторфанола тартрат выпускается в ампулах по 1 мл и является сильнодействующим опиоидным анальгетиком.
- Наличие этого лекарства необходимо, поскольку это реально спасает жизни людей, - объясняет фармацевт Ольга Павленко. - Если случится авария, при которой пассажир или водитель получат серьезные травмы, то человек может погибнуть от болевого шока еще до приезда «скорой». Сохранить жизнь поможет укол буторфанола. Теоретически вколоть этот препарат внутримышечно может каждый. Но, к сожалению, большинство водителей и даже милиционеров не знают предназначения этого лекарства. Поэтому при многих ДТП оно остается невостребованным.
Между тем в розницу купить препарат практически нереально. Отпускается он только строго по рецепту - по специальным бланкам. Ни один врач не выпишет его здоровому человеку, поскольку это сильное психотропное наркотическое вещество.
Аналогов буторфанолу также нет.
- Ничего удивительного, ведь такие лекарства назначают строго по показаниям, а употребление их немедиками запрещено, - рассказал «Комсомолке» главный внештатный специалист Минздрава по медицине неотложных состояний Анатолий Вершигора.
Оказалось, что споры вокруг препарата - лишь видимая часть айсберга под названием «новые медицинские стандарты». Пересмотр перечня отечественных автоаптечек не случаен, и дело здесь не в буторфаноле, а в грядущем Евро-2012. Как сообщили «Комсомолке» в Минздраве, речь идет о пересмотре правил комплектации водительских аптечек согласно европейским стандартам.
- В евроаптечке не должно быть никаких медикаментов - только материалы первой скорой помощи: бинты, марля, йод и покрывало для обогрева, - говорит начальник Управления организации медицинского обеспечения Евро-2012 Зиновий Гузар. - Сейчас в министерстве готовится приказ, в котором будет список того, что должно лежать в водительской аптечке. Как только документ подпишет министр, он вступит в силу.
Когда точно это случится, пока никто не знает, но водителям уже следует готовиться раскошелиться.
За отсутствие шприца в аптечке водителям ничего не грозит
Как объяснили нам в ГАИ МВД Украины, случаи, когда человек, к примеру, не может пройти техосмотр лишь потому, что инспектор не нашел чего-то в автомобильной аптечке, - это нонсенс и нарушение правил. Тем не менее наличие буторфанола - не пустая формальность, а необходимость.
- На украинских дорогах ситуация довольно специфическая, - говорит начальник пресс-службы Департамента ГАИ МВД Украины Нина Хмелевская. - Во-первых, самые тяжелые ДТП, как правило, происходят вне городской черты. Соответственно, скорая помощь добирается до места происшествия десятки минут, если не часы. А во-вторых, еще дело в нашей водительской солидарности. На помощь пострадавшим - хотя бы звонок в милицию или «скорую» - ее не хватает. А это еще больше увеличивает время, которое травмированный человек ждет карету скорой помощи. Поэтому, я считаю, обезболивающие средства, в том числе и сильнодействующие, безусловно, необходимы в аптечках. О европейских стандартах я не могу сказать ничего - я их не видела. Но в наших наборах подобные медикаменты однозначно должны быть.
{google}