Первый ридер комом
Первый ридер на "е-бумаге" Sony Librie появился в 2004 году и не пользовался большим спросом из-за высокой цены (600 долларов) и излишнего внимания к защите авторских прав. Он поддерживал только один формат текстов, причем книги нельзя было купить, а только "взять почитать", заплатив около пяти долларов за два месяца. По истечении срока аппарат блокировал доступ к тексту. Ассортимент книг, доступных для чтения, состоял в основном из комиксов.
После неудачи с Librie головной офис Sony отказался от дальнейшего производства таких устройств. Но ридеры понравились американскому подразделению японской корпорации. Поэтому американцы, учтя предыдущие ошибки, вновь выпустили электронные ридеры под торговой маркой Sony, но только для своего рынка. Такие устройства доступны и в СНГ - благодаря умельцам, которые привозят их и "обучают" кириллице.
Ставка на читающих
Две небольшие украинские компании производят устройства для чтения электронных книг - товара инновационного и высокотехнологичного.
Еще два года назад в Украине не было устройства, которое было бы удобным и функциональным: одни аппараты "зависали", другие (западного производства) - не понимали кириллицу. В СНГ ридер получил название Lbook, в Китае - Hanlin eReader.
Lbook поддерживает все возможные форматы текстов (более десятка). Экран прибора создан на основе технологии "электронная бумага" (она же - "электронные чернила"). Такой экран не светится, а отражает свет, как лист обычной бумаги, благодаря чему глаза читателя не устают.
Pocketbook (карманная книга)" показывает 16 оттенков серого цвета (от черного до белого), тогда как ранее она демонстрировала всего четыре. Pocketbook появился в украинских магазинах в сентябре 2008 года, а в конце года - в России.
С сайт Bookland можно скачать электронные книги за небольшие деньги или вовсе бесплатно. Например, "Тарас Бульба" находится в свободном доступе, а "Шахматы для дебилов. Цейтнот доктора Падлючча" Михаила Брыныха стоит 11 гривен. Американская компания Amazon, крупнейший мировой продавец бумажных и электронных книг, большинство последних предлагает по 10 долларов.
Бумага на батарейках
Первые разработки "электронной бумаги" появились еще в 1970 году в исследовательском центре Xerox. Изображение формировал слой мельчайших черно-белых шариков, которые под действием приложенного к ним электрического поля поворачивались к поверхности либо черной, либо белой стороной.
Профессор Массачусетского технологического института Джозеф Якобсон в 1995 году смог значительно улучшить "электронную бумагу". В своем изобретении он заменил шарики более мелкими частицами краски, помещенными в прозрачную жидкость. Под действием электрического поля черные частицы (заряженные отрицательно) и белые (положительно) "всплывают" к поверхности экрана либо "погружаются", формируя изображение.
В 1997 году Якобсон основал компанию E-Ink для вывода технологии на массовый рынок. Ожидалось, что массовые поставки устройств начнутся уже в 2003 году. Разработчики рассчитывали улучшить "электронные чернила" до такой степени, что они по всем параметрам превзойдут жидкокристаллические устройства. Предполагалось, что формирующий изображение слой можно будет наносить с помощью принтера даже на обычную бумагу, и она сможет менять изображение под действием приложенного электрического поля.
Уже в 2001 году компания E-Ink представила прототип цветного "электронно- бумажного монитора". Ее главным партнером стала корпорация Royal Philips Electronics, которая получила эксклюзивное право на производство такого устройства взамен на многомиллионные инвестиции.
Но разработчики столкнулись с технологическими сложностями, поэтому исследования затягивались. "Электронная бумага" не утомляла глаза при чтении и тратила меньше энергии, чем жидкокристаллические мониторы (для сохранения изображения на экране энергия не нужна, она расходуется лишь на смену картинки). Но в то же время "E-бумаге" потребуется четверть секунды для смены изображения, тогда как жидкокристаллический экран обновляет его не менее 60 раз в секунду. Это не позволяет использовать на "Е-бумаге" такие привычные для компьютерного пользователя элементы, как указатели мыши, курсор, прокрутка, меню и пр. Кроме того, у разработчиков возникли проблемы с выпуском цветных "Е-чернил", и самое главное, не получалось удешевить технологию.
В 2005 году Philips продала эту часть бизнеса и связанные с ней патенты компании Prime View International (PVI), которая решила сделать ставку на использование "Е-бумаги" только для ридеров. А для компьютеров и мобильных телефонов лучше подходят более универсальные жидкокристаллические мониторы (тем не менее "электронная бумага" сегодня используется компанией Motorola в некоторых моделях телефонов).
Благодаря массовому производству удалось снизить цену таких экранов до минимума (по данным исследовательской компании iSuppli, до 60 долларов за шестидюймовый экран). Сегодня PVI занимает львиную долю рынка электронных экранов, хотя работы по коммерциализации своих технологий, аналогичных "Е- бумаге", также ведут Gyricon (была выделена из компании Xerox в 1999 году), Liquavista, Kent Displays, NTerra, DIC, Bridgestone, Gamma Dynamics. Большие надежды эксперты возлагают на новые разработки американской компании Qualcomm.
Рынок на двоих
Сегодня отечественный рынок ридеров оценивается его участниками в несколько десятков тысяч устройств (при стоимости одного 250-400 долларов суммарные объемы продаж составляют более десяти миллионов долларов в год). Два украинских разработчика сообща контролируют более половины рынка. Кроме того, на нем имеются неофициально попадающие в страну ридеры Sony, а также аппараты Ectaco на базе жидкокристаллического экрана. Похожая ситуация и в других странах СНГ.
Устройство Lbook продается примерно по 300 долларов, иногда дешевле. Владимир Левченко уверяет, что и в дальнейшем ридер этой торговой марки будет самым простым и самым доступным. Pocketbook и Sony стоят примерно одинаково - 340-360 долларов.
Нынешним летом компании намерены выпустить новинки. "Мук" представит две модели с уменьшенным пятидюймовым экраном (сейчас все ридеры оснащаются шестидюймовым экраном) по цене около 250 долларов и новую модель шестидюймового устройства примерно по 300 долларов. Как подчеркнул Левченко, программное ядро новых устройств создадут в Украине. Ридеры по- прежнему будут поддерживать множество форматов электронных книг, однако акцент разработчики сделают на один. Загружая книгу в этом формате, пользователь, по словам разработчиков, может быть уверен, что ридер правильно покажет текст и не "зависнет".
"Мост" обещает три устройства: предельно дешевое пятидюймовое стоимостью около 250-270 долларов, среднее (шестидюймовый экран) по цене чуть выше 300 долларов и самое дорогое (380-400 долларов) - также шестидюймовое, имеющее сенсорное управление (то есть экран чувствителен к прикосновениям) и модуль беспроводной связи. При этом новые устройства Pocketbook будут комплектоваться, например, встроенными словарями.
Российские сотовые компании намерены договориться с Amazon и продавать в СНГ ридер Kindle.
Ошибка Джобса
"Не имеет значения, насколько хорош или плох этот продукт. Дело в том, что люди больше не читают", - категорически заявил в начале 2008 года основатель корпорации Apple Стив Джобс, говоря о ридерах. По данным исследовательской компании iSupply, в 2007 году во всем мире было продано 150 тыс. устройств. Достоверных данных о продажах в 2008-м еще нет, однако приблизительные подсчеты свидетельствуют: эта цифра приближается к миллиону. Аналитики iSuppli прогнозируют к 2012 году рост рынка до 18 млн устройств.
Почти полмиллиона уже продал лидер рынка, крупнейший в мире продавец бумажных книг, компания Amazon (ридеры под ТМ Kindle). Секрет успеха - ставка на контент. Американская компания любому пользователю ридера предлагает купить книгу в электронном формате так же легко, как владельцу iPod - скачать музыку с iTunes.
Львиная доля доступных сегодня электронных книг - это просто текст, зачастую с опечатками. Однако электронное устройство предоставляет гораздо больше возможностей для воспроизведения книги, и потребители могут заплатить деньги за хорошо переведенное, отредактированное, снабженное примечаниями, иллюстрациями и звуковым сопровождением (большинство ридеров умеют проигрывать музыку) электронное издание. Таких книг в бесплатном доступе очень мало.
Интересно, что отказавшаяся от ридерского бизнеса корпорация Apple успешно продает музыку в формате mp3, хотя в Интернете множество бесплатных музыкальных композиций.
Источник знаний
Между тем библиофилам экономическая выгода электронного устройства не очевидна: за сумму, равную стоимости ридера, можно приобрести около сотни бумажных "источников знаний". Поэтому для покупателей становятся более важными такие факторы, как здоровье, инновационность, мобильность. Сейчас ридерами чаще пользуются люди, привыкшие читать тексты с экрана компьютера, но желающие поберечь глаза. При удешевлении устройства хотя бы вдвое численность покупателей должна значительно увеличиться. Возможно, тогда и сбудутся прогнозы о том, что человечество откажется от бумаги в пользу цифровых технологий. А пока, по данным Amazon, электронные книги стимулируют продажу бумажных.
Автор: Максим Благонравин