Украинская власть нашла новый аргумент в борьбе за дешевый газ. Конец предыдущей недели ознаменовался сразу двумя громкими заявлениями на эту тему.
Премьер Николай Азаров, находясь в Китае, вдруг заговорил не об украинско-китайских отношениях, а о том, что цена российского газа для Украины должна быть на уровне 200 долларов за тысячу «кубов». Заявление внешне было не агрессивным по отношению к Кремлю — даже наоборот, Николай Янович сказал, что «позитивные шаги» россиян навстречу украинцам в газовом вопросе есть. И привел в качестве примера всем известную «харьковкую» скидку в 100 долларов и малоизвестный факт договоренности начала этого года о продаже россиянами нашему химпрому четырех миллиардов «кубов» по 170 долларов.
А одновременно с этим прозвучало заявление первого зама генпрокурора Рената Кузьмина о том, что газовые соглашения 2009 года могут быть поставлены под сомнение и в судебном порядке отменены. Речь идет о результатах расследования парламентской комиссии во главе с Инной Богословской, которая добыла стенограмму заседания Кабмина Тимошенко, — из этой стенограммы становится ясно, что Юлия Владимировна поехала на переговоры с Владимиром Путиным, не имея на то директив, утвержденных правительством. А поскольку это противоречит украинскому законодательству, то можно говорить о том, что подпись Тимошенко недействительна.
«Мы, видимо, имеем попытку украинской власти взять Кремль в «вилку», — считает политолог Михаил Погребинский. С одной стороны, Банковая устами Азарова говорит о своем пожелании иметь газ по 200 долларов, с другой, устами Кузьмина, добавляет: а если не дадите так, мы пойдем в суд. «Если должностное лицо принимает решение вопреки Конституции, это, безусловно является основанием для пересмотра решения, — комментирует председатель Высшего совета юстиции Владимир Колесниченко. — Я знаю Рената Кузьмина как грамотного юриста, который не будет говорить без достаточных оснований. Видимо, им уже рассмотрены аргументы и прецеденты, а значит, перспективы обжалования в Стокгольмском или Лондонском суде есть».
Впрочем, сегодня перспектива суда — скорее элемент давления на Россию со стороны наших властей (вряд ли Кузьмин делал бы такие заявления без санкции президента). Однако и Россия, с другой стороны, уже показала свою жесткую позицию — не решать газовый вопрос без увязки со вступлением Украины в Таможенный союз. Потому вполне можно допустить, что давление не сработает и суд окажется реальностью. По словам Колесниченко, он может длиться недолго — около двух месяцев. Но чем закончится, предсказать никто не берется.
РЕШЕНИЕ ВОПРОСА: СП — ДА, СОЮЗ — НЕТ?
В России, естественно, без восторга воспринимают намеки Киева на возможность пересмотра контракта (кстати, если будет признан недействительным газовый договор, то, по логике вещей, должны быть признаны недействительными и харьковские соглашения о продлении пребывания в Украине Черноморского флота РФ – ведь они были привязаны к скидке на газ к цене, которая была заложена в договоре Тимошенко-Путин от января 2009 года). «Увы, в украинской власти еще сильны остатки «оранжевой» идеологии, которые могут привести к тому, что Украина подаст в суд на Россию, — говорит депутат Госдумы Сергей Марков. — Мы будем расценивать это как недружественную акцию. Не думаю, что на этом пути украинцев будет ждать успех».
В то же время, компромиссы, наверное, все же возможны. Тут нужно учитывать, что иск, формально направленный против «Газпрома», будет бить по авторитету Путина, так как он в 2009-м взял газовый договор на себя. Давление Банковой, видимо, и рассчитано на то, что премьер РФ в преддверии президентских выборов-2012 не захочет подобного «пиара» (особенно если будет перспектива проиграть). Каким может быть компромисс? Пока можно гипотетически предположить, что он может касаться создания СП «Нефтегаза» и «Газпрома» с передачей ему правления нашей газотранспортной системой. В ответ Россия может сбавить цену на газ, не давить по поводу Таможенного союза и закрыть глаза на наши отношения с ЕС. Повторимся, это пока только гипотетический вариант. Но тот же Марков вчера сказал «Сегодня», что, по его данным, вопрос СП «Нефтегаза» и «Газпрома» сдвинулся с мертвой точки...
«В СУД МОГ ПОЙТИ ЮЩЕНКО, НО НЕ ЯНУКОВИЧ»
Политологи большей частью скептично относятся к идее додавить Россию угрозой расторжения договора через суд. «Как ни закончится эта история — сдастся Путин или дело дойдет до суда, — Украина будет в проигрыше, — считает политолог Михаил Погребинский. — Даже если удастся добиться от России снижения цены на газ, это вылезет боком. Россия не простит тех, кто пытается разговаривать с ней подобным тоном. Способов отомстить у нее достаточно». «Это скользкий и опасный путь, — считает Вадим Карасев. — Если мы раскрываем карты, чтобы никогда ими не воспользоваться, то это слабая позиция — мы просто злим россиян. А если мы хотим этим козырем воспользоваться, то его нельзя выкладывать раньше времени. Но Украина не может воспользоваться этим козырем. Да, есть пример Болгарии, которая сумела через суд отменить невыгодный для нее газовый договор — но она получила новый только в обмен на свое согласие на строительство газопровода «Южный поток». У нас такого аргумента нет. И в Болгарии нет регионов, для которых дружба с Россией — стратегическая позиция. Разворачивая новый газовый конфликт с Россией, власть рискует потерять поддержку Юго-Востока. На такой шаг мог пойти Ющенко, но не Янукович».
А вот у Анатолия Луценко мнение иное: «Перспектива суда долгосрочна, но возможна — если правильно выстроить линию в суде. Но скорее мы все-таки имеем дело с попыткой повлиять на российское руководство в процессе переговоров. И, в комплексе с другими аргументами, это может дать эффект. До конца не захотят идти ни украинское, ни российское руководство».