В милиции Киева говорят, что за год у известных людей угоняют 3—4 машины, а всего — около 600 автомобилей, или по 2—3 в день. Если раньше авто у хозяина отбирали чаще силой или при помощи разбойного нападения, то сейчас работают тихо, используя суперсовременные средства для взлома.
В милиции говорят, что группировка, от рук которой пострадал «динамовец», работала в Киеве в течение последних трех месяцев. «Организатором был 41-летний житель Киевской области, 36-летний житель Черкасс занимался сбытом угнанных авто. Всего они выкрали пять BMW Х-5 и один Х-6. Три угона было на Печерске, по одному в Днепровском, Святошинском и Шевченковском районах. Машины угоняли ночью с неохраняемых стоянок под домами, ставили на время в одном из гаражных кооперативов в Броварах, а потом продавали за $30—40 тыс., при рыночной стоимости $70—90 тыс.», — рассказали нам в ЦОС киевской милиции. При этом все машины были обустроены противоугонными средствами — звуковой сигнализацией, системой обратной связи и сложными механическими замками. Но нынче преступников это не останавливает.
ВИП-ПОСТРАДАВШИЕ. По информации милиции, в год в Киеве задерживают примерно 10—12 группировок, угоняющих машины. Владельцам возвращают примерно 30% украденных авто. Нередко жертвами угонщиков становятся и известные люди. Так, в январе у Ирины Луценко — супруги экс-министра МВД — угнали Toyota Land Cruiser. Когда-то в разбойном нападении у Лилии Подкопаевой отобрали Volkswagen Touareg. Были угоны у гимнастки Катерины Серебрянской, певца Павла Зиброва — его Audi увели с ул. Горького. Как признавался нам сам певец, авто украли после того, как он снял его в своем клипе. У Иво Бобула однажды угнали в центре города BMW, у Кати Бужинской — Lexus на Троещине. «Одна разбойная группа совершала преступления у Кабмина. Отобрали 2 или 3 машины у сотрудников», — рассказывает замначальника отдела угрозыска киевской милиции Владимир Медведев.
КУДА ПРОДАЮТ. По словам Медведева, в ВАЗах или «Ланосах» ломают замки. «А дорогая машина оборудована компьютером, иммобилайзером, и она не заведется просто так. Поэтому преступники сначала с помощью сканера вскрывают авто, попадают в салон, дальше подключаются через разъемы к компьютеру, минут за 10—15 автомобиль перепрописывается под заготовку — и машина уезжает», — говорит Медведев.
Около 90% краж совершается ночью со дворов и неохраняемых стоянок. Но были случаи угона и из закрытых боксов в гаражных кооперативах, и с площадок с охраной. Иногда охрану связывали и уезжали на чужом авто. Сейчас от насильственных методов отказались, ведь после нападений вводится план «Перехват», работает система «Цунами», и преступников удается быстро задержать. А если авто угнали, к примеру, в час ночи, пропажу обнаружили утром, найти ее тяжелее. За 6—7 часов авто могут перегнать, скажем, в Одесскую область.
«Престижные Lexus, BMW или Porsche Cayenne, как правило, угоняют для переправки за рубеж. Таких около 20%. Авто попроще идут на разборку или как доноры для машин, пострадавших в ДТП», — говорит Медведев. Цена ворованной машины — около 25% от ее рыночной стоимости. Но в интернете, оказывается, почти невозможно найти объявление о продаже такого авто. Угнанные машины преступники продают через свои налаженные и закрытые каналы сбыта.
ОПАСНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ. Самая популярная марка у угонщиков — ВАЗ, на втором месте по угонам — Toyota, на третьем — Mitsubishi, Honda, Daewoo. Но есть и безопасные марки, которые практически никогда не угоняют. Это французские Peugeot, Citroёn, Renault, из немецких — Opel, Mercedes. Не прельщают преступников и китайские модели.