Ежегодно в Украине сходят с рельс десятки трамваев. Так, на днях подобная участь постигла даже новенький скоростной трамвай на столичной Борщаговской линии.
Маскируя неудовлетворительное состояние путей и изношенность трамвайных колес, в авариях все чаще обвиняют водителей. Но что на самом деле сбивает трамваи с пути?
«В первую очередь к авариям приводит неудовлетворительное состояние дорожного полотна. Под этим подразумевается комплекс проблем: износ рельсы, проседание рельсошпальной решетки, слом рельсы, — объясняют в компании Railstroy, которая специализируется на строительстве и ремонте трамвайных путей. — Когда пути долго и небрежно эксплуатируются, вполне закономерными становятся случаи схода трамваев. Чаще всего это случается в Харькове и Одессе. Реже — в Киеве. Во Львове и Виннице взялись за модернизацию электротранспорта, и результат очевиден: аварий нет».
Также к причинам можно отнести некачественные рельсы и технологии их укладки. Ответственные подрядчики укладывают надежные рельсы европейского качества (60R2, 62R1, NT1), с использованием контррельсы — стабилизатора, который не дает колесам «гулять», и соблюдением уровней. «В противном случае со временем одна рельса может подняться выше другой, и тогда вы почувствуете такую качку, будто находитесь не на земле, а в море», — говорят в Railstroy.
В компании предупреждают: неравномерная укладка дорожного полотна и устаревшие технологии монтажа путей на рельсошпальной решетке не только не обеспечивают стабильную техническую исправность путей в течение длительного времени, но и могут привести к аварии на новых участках. И наоборот, соблюдение стандартов при выполнении ремонтных или строительных работ увеличивает возраст путей и гарантирует безопасность пассажиров.
Конечно, аварии вызваны и изношенностью самых трамваев, а именно — реборды трамвайного колеса, которое со временем неплотно прижимается к полотну. В наших городах большинство трамваев уже справили 40-летние юбилеи, поэтому частый дрифт вагонов уже, к сожалению, никого не удивляет.
Бывает, что транспорт «отклоняется от маршрута» из-за попадания металлических предметов на трамвайные пути, но такие причины единичны.
Впрочем, как утверждают инженеры, трамвай действительно может сойти с рельс по вине водителя — в случае, если существенно нарушен скоростной режим. То есть, в 4-5 раз. Но в условиях, когда пассажиры жалуются на медленное движение трамваев, теория о преувеличении скорости, как говорится, на грани фантастики.
Утешает лишь то, что на все случаи дрифта, трамвай остается самым безопасным видом общественного транспорта. Средний вес трамвая 18 тонн, можно быть уверенным, что вагона не перевернется. Защищает от травм пассажиров и прочный корпус вагона, но каждая такая авария сводит на нет все попытки сделать трамваи востребованными и популярными. А зря: в Европе их уже признали наиболее экономически выгодным видом транспорта. Трамваи вмещают наибольшее количество пассажиров, а при правильной эксплуатации на них тратится меньше средств. То есть, кампания по развитию электротранспорта на самом деле быстро окупается, стоит только начать. А начать нужно с признания проблемы, а не перекладывания ответственности на других.
К сожалению текущий ремонт, который делают постфактум после аварий, имеет эффект подорожника: подлатывать наиболее изношенные участки уже поздно, нужен капитальный ремонт, а лучше — модернизация, демонтаж старых путей и укладка качественных новых, по современным технологиям.
Читайте также: «Стесняюсь спросить: куда девать старую ветхую валюту?».