Начальник ГУ защиты прав потребителей, Сергей Кияниченко подтвердил такую тенденцию.

Регулярные проверки прилавков, конечно, проводятся, но ведь о таких рейдах администрацию обязаны предупредить за 10 дней. Так что проверяющим вряд ли стоит рассчитывать обнаружить много нарушений.

Киевская городская организация "Союз потребителей Украины" пошла другим путем – рейды по супермаркетам они устраивают почти каждый день. В качестве обычных потребителей они требуют, добиваются, ругаются и оставляют записи в книгах жалоб. В общем, воспитывают потихоньку администрации супермаркетов. И считают это эффективным методом в борьбе за очищение прилавков от еды "второй свежести". В общем, спасение покупателя – дело рук его самого. Вооружившись этим лозунгом, корреспондент отправилась в рейд вместе с членами "Союза потребителей".

Ходите, пишите, пишите, ходите

– Наши эксперты, приобретая просроченный товар, пишут об этом заявление в Книгу жалоб, – сообщил глава "Союза" Максим Папуша, который в защите прав потребителей настоящий ас – до работы в "Союзе" он руководил всеми региональными инспекциями госнадзора Госпотребстандарта Украины. – Ксерокопию страницы из Книги, копию чека и фотографии товаров рассылаем в ГУ защиты прав потребителей, Госпотребстандарт и ГУ МВД в Киеве. На нарушителя накладывается админштраф, но сумма небольшая – 51-340 гривен.

Поэтому мы решили идти другим путем – сейчас набираем людей (и на зарплату, и на общественных началах), которые, видя испорченный продукт на прилавке, не проходили бы мимо молча, а звали бы администратора, требовали разбирательств. Методом такого, грубо говоря, "задалбывания" ситуацию можно улучшить.

И тому есть доказательства. К примеру, наведывались-наведывались эксперты в одну из крупных сетей супермаркетов, писали жалобы, рассылали их, и добились: продавцы и товароведы бегали, как заведенные, каждое утро товар проверяли. В итоге целый месяц никаких претензий не было. Но как только перестали ездить изо дня в день – опять стало хуже. Вот для этого и нужны добровольцы – взять, например, соседний супермаркет под свою "опеку".

За 10 минут – полная тележка "несъедобностей"

– Смотрите, сколько всего нашлось только за несколько минут, – говорят эксперты "Союза" Иван Годованец и Николай Чудовский, катя перед собой тележку с просроченными товарами из "Великої кишені" на Академгородке.

В тележке: просроченная полуфабрикатная пицца, отжившие свое тигровые креветки (по количеству воды и льда в упаковке понятно, что деликатес перезамораживали – а это категорически запрещено), пахлава, дорогущие йогурты в маленьких вертикальных баночках, целая стопка пластиковых банок с селедкой, морская капуста, тесто. Причем с селедкой совсем печально – уже неделю она должна быть где-нибудь в мусорке, а ее такой – полполки.

– И что у вас ВСЕ купленные товары просроченные?! – наивно-удивленно восклицает девушка из-за стойки администратора, когда мы подходим к ней за Книгой жалоб.

– Почему вы решили, что это все испорчено? – пытается "поставить нас на место" парень из-за той же стойки. Но потом все-таки соглашается, что канувший в Лету срок годности – доказательство существенное. – Проходите к кассе – вам вернут деньги, – прохладным тоном заканчивает он разговор. Но мы все-таки хотим оставить "автографы" в Книге. На полторы страницы расписываем список того, что могло бы нас и отравить.

– Я удивлена не меньше вашего, – говорит администратор магазина. Но у нас сейчас мало сотрудников, они физически не успевают за всем следить, но мы стараемся, так что для нас это тоже неприятный сюрприз, – оправдывается она.

Мясо – не леопард, пятнистым быть не должно

Следующая точка – небольшой супермаркет на Соломенке, тот, что из серии "раньше здесь был уставший гастроном".

– Они нас уже в лицо узнают, – шутя рассказывает эксперт "Союза" Сергей Скоренко.

– А меня, по-моему, вообще уже в каждом киевском супермаркете знают. Так что я пока, наверное, на улице постою, чтобы сразу не раскрывать карты, – говорит Максим Папуша.

– Обычно, как только мы заходим, они сразу убирают с полок то, чего там быть не должно, – вводит в курс дела Сергей. – Мы сюда в связи с жалобами наведываемся – покупатели нам звонят, говорят, что товар просроченный часто попадается.

На наше появление в супермаркете прореагировали действительно немного суетливо. С покупками мы сразу к администратору направились. По дороге в ее кабинет Сергей (держа в руках "трофеи" – куриные окорочка, синеватое мясо, хлеб) на ходу бегло заглядывал на прилавки:

– Вот сыр, упакованный, нарезанный. Срок годности у него вроде как еще не истек. Но посмотрите: между его сроком упаковки и сроком окончания годности – месяц! Не может такой продукт так долго храниться.

Как потом объясняли эксперты "Союза", с продуктами, которые упаковываются прямо на территории супермаркетов, всегда больше всего проблем – ведь какой ценник захотели, такой и приклеили. В этой ситуации одна надежда на накладные – только глядя на них, можно выяснить "дату рождения" товара.

– А в этом упакованном под пленку мясе, обратите внимание – жидкость (то есть оно перезамороженное) и кровяные пятна – они вообще недопустимы, – продолжает изучение прилавков Сергей.

– Мы не имеем права переупаковывать товар, а сок появился, видимо, из-за того, что производитель не положил в упаковку впитывающую жидкость прослойку, – отстаивает свою точку зрения администратор магазина Ирина Шалихамова. – Кроме того, за 12 часов до убоя скот запрещено кормить и поить, но иногда в погоне за большим весом этими требованиями пренебрегают – отсюда и лишняя жидкость в мясе.

Ирина работает на этой должности всего две недели. Ее предшественник уволен за нарушения. Нынешняя администратор говорит, что собирается навести порядок в магазине.

– Я сейчас каждый день на работе до 10–11 вечера, все здесь вычищаю, со всем разбираюсь, холодильники новые заказала. Но с ними проблема – проводка, ведущая к супермаркету, старая, алюминиевая, от жары перегревается, и у нас несколько раз в день вообще выбивает электричество. А новые холодильники более мощные – проводка их вообще не выдержит.

Параллельно Ирина отвечает на телефонный звонок. Просит у какого-то явно начальника пару ведер цемента и плитку – заделать дыру в полу, за которую на днях оштрафовала санстанция.

На прощание обещает нам вернуть все просроченные товары поставщику, навести порядок, и очень зовет "в гости" через недельку – посмотреть на проделанную работу.

А еще товароведы жадные бывают

– В супермаркете "Островок" у нас по-другому было, – обсуждаем с Сергеем увиденное, услышанное и, к счастью, не съеденное. – Мы у них просим Книгу жалоб, а администратор приказывает охране нас выставить. Это же грубое нарушение закона. Но мы все равно к ним регулярно ходили, добивались порядка.

– Проблема многих наших магазинов не только в прижимистом руководстве, ленивых администраторах, но и в товароведах, – объясняет ситуацию Максим Папуша. – Очень мало людей с соответствующим образованием. У нас такая проблема была с "Ашаном", в котором весной мы обнаружили селедку полтавской фирмы "Стелс", зараженную стафилококком (это выяснилось после тестирования продукта в лаборатории). Другая проблема – некоторые товароведы специально закупают просроченную или некачественную продукцию – берут ее у поставщика, допустим, по 6 грн, а в бумагах она проходит по 10 грн. Разница – в свой карман.

– Ну хоть какой-нибудь супермаркет можете в пример поставить? – спрашиваю у Максима Папуши.

– Вообще-то нет. А еще интересно, что "Метро", например, вообще не попадает под Закон о защите прав потребителей. Потому что в этом случае покупатель – юридическое лицо, а в Законе значится физическое.

С рынками, кстати, ситуация не менее "веселая". Но это отдельная тема.

Только цифры

  • 71% горожан считают, что срок годности – самый весомый критерий в определении качества товара. Цена на втором месте (51%), на третьем – состав товара (42%).
  • 74% женщин обращают внимание на дату изготовления, мужчин – 66%.
  • 63% некачественных товаров – продукты питания, это по наблюдениям украинских покупателей. На втором месте – некачественная обувь (32%), на третьем – одежда (25%).
  • 51% потребителей, попадая на некачественный товар, не отстаивают свои права.
  • 24% в борьбе за свои права не идут дальше продавца.
  • 23% согласны идти к директору или в организацию по защите прав потребителей.
  • 56% не идут отстаивать свои права из-за того, что подобные действия всегда связаны с негативными эмоциями.
  • 40% – потому что деньги все равно не вернут.

Источник: Исследования Сообщества потребителей и общественных объединений. Опрос проводился с 21 по 31 мая в 110 населенных пунктах Украины. Опрошено 1592 респондента.

Автор: Анна Устенко,

Газета по-киевски