Городские власти вознамерились модернизировать все остановки общественного транспорта. Сделать их хотят стеклянными, с электронным табло и картой маршрутов и без торговых точек. Цена одной стартует от 35 тысяч грн, а менять их планируют за деньги инвесторов, пишет Сегодня. Киевляне недоумевают: действительно нужное табло можно поставить и так, зачем все менять? Эксперты опасаются коррупции.
"ЛУЧШЕ БЫ ТРУБЫ ПОМЕНЯЛИ". Новые будки хотят сделать прозрачными, из армированного стекла, а металлические конструкции — выкрасить в черный цвет. Лавка будет пластиковая, ярко-зеленого цвета и рассчитана на три места (сейчас на многих новых остановках четыре места). Как сказали в "Киевпастрансе", убирать нынешние не будут, но, вероятно, "усовершенствуют", чтобы они не отличались от новых. "Остановки общественного транспорта должны быть одинаковыми и качественными. Поэтому вырабатываем требования к дизайну, — поясняют в департаменте градостроительства и архитектуры КГГА. — Лавочки станут зелеными неспроста — это дань Киеву, зеленому городу, городу каштанов".
Мнения горожан разделились. "Нам нужны табло с информацией, когда придет тот или иной маршрут. Это европрактика. Но дизайн новых остановок примерно тот же, что и сейчас. От ветра и дождя не защитит", — считает киевлянин Михаил Зелинский. "Это самая важная проблема города? Лучше бы деньги инвесторов потратили на замену гнилых водопроводных труб. Как новая власть приходит, так начинают менять вид ларьков и остановок. Видимо, выгодное дело...", — говорит главный бухгалтер Галина Николаевна. "В городе есть несколько похожих стеклянных, но их редко моют. Кроме того, лавочки на остановке очень холодные. А ведь в основном сидят на них дети и пенсионеры", — отметила Наталья Кушнир. В департаменте градостроительства пояснили, что проект — на уровне обсуждения, каждый может внести предложения, и их внешний вид может измениться.
СТОИМОСТЬ. В департаменте градостроительства для нас подсчитали, что всего в городе — около 3700 остановок, из них около 950 — с торговыми "будками", 1300 — без них, а около 1,5 тыс. остановок обозначены только знаком на столбе. Модернизировать же остановки планируют за счет инвесторов: им достанется место под рекламу на боку новой "будки". Стоимость 1 остановки стартует от 35 тыс. грн. Чтобы унифицировать все имеющиеся в городе, потребуется минимум 130 миллионов гривен.
БЕЗ ТОРГОВЛИ? Транспортники инициативу властей поддерживают, но только если будут менять старые развалюхи. "Остановки — проблемный вопрос в городе. Многие в ужасном состоянии. Чтобы удешевить стоимость ныне установленных остановок, их делали из дешевых материалов — особенно это заметно на окраинах города. Зачастую к ним присоединены торговые точки, где продают сигареты и алкоголь, такого быть не должно. За год мы планируем довести город до евроуровня, установить антивандальные остановки, а торговые точки — свернуть. Тогда за пять лет мы дойдем до того, что на остановках трамваев и троллейбусов исчезнут ларьки", — говорит гендиректор "Киевпастранса" Сергей Майзель.
СХЕМА ВЗЯТКИ? Работники МАФов видят тут возможную схему для взяток. "Постоянно нас доят! — сказал мелкий предприниматель Ярослав. — Сами же поставили остановки с магазинами! А теперь придется дать на лапу, чтобы меня с моими торговыми точками или "забыли", или внесли последними в список по замене остановок...". Власти обвинения отрицают, уверяя, что война МАФам будет масштабной и никто не откупится.
"Инвесторов нужно заманить"
Специалисты уверены: чтобы инвесторы взяли на свое попечение остановки общественного транспорта, нужно для начала урегулировать сферу торговли и рекламного бизнеса. "Инвестор, взяв на баланс остановку, получает прибыль либо от аренды торговой точки, либо от рекламы. Но так как рекламный бизнес сейчас в упадке, а от торговых точек город избавляется, найти инвестора будет сложно", — считает эксперт по транспорту Богдан Аганин. По его словам, количество остановок может измениться: "Сейчас остановки не прописаны в единой транспортной схеме города, и уже идет работа над созданием новой схемы, где их обозначат. Не исключено, что некоторые остановки исчезнут за ненадобностью, или их перенесут в другое место", — говорит Аганин.