В столице массовый набор водителей. Сразу в нескольких маршрутках развешаны объявления о вакансиях. Оставшиеся водители говорят, мол, причина оттока сейчас в том, что из-за подорожания топлива карманных денег у водителей остается меньше, чем раньше, и многие решают уйти в такси или просто в частные извозчики.
Требование одно — кандидаты должны иметь водительское удостоверение с категорией «Д». Корреспондент «Сегодня» решил устроиться извозчиком самого популярного и самого опасного транспорта столицы. Позвонив по нескольким указанным в объявлениях телефонам, мы представились водителем, желающим работать. Чтобы возить людей, достаточно лишь желания и выносливости. Всему остальному можно научиться или просто купить.
Для старта водителю нужно иметь медсправку и водительское удостоверение с категорией «Д». «Медсправка обязательна. Без нее не примем. Где ее возьмете – ваши проблемы. Можете хоть купить», — говорит нам собеседник. Водителям могут пойти на уступки, если у них нет нужной категории. «Я так понимаю, вы водили грузовики? Какой стаж?», — поинтересовался у нас собеседник. «10 лет. Но хочется поближе к семье. Надоело мотаться по странам». Собеседник неожиданно «посоветовал»: «Тогда можете купить необходимую категорию. Только сами этим занимайтесь».
ОТСЕВ. Водители говорят, что изнурительный график работы — настоящее испытание. «Половина водителей, которые к нам приходят, не выдерживают уже после третьего дня», — рассказал нам Николай.
ДЕНЬГИ. За рабочий день маршрутка зарабатывает около 2 тыс. грн. 500 – уходит на топливо. 1200 грн. в конце рабочего дня водитель должен принести на предприятие. Это так называемая «дань» хозяину – работодателю-перевозчику за аренду авто. С этой суммы часть денег уходит на зарплату диспетчеров на конечных, а также за мойку авто 30 грн. Все, что остается, водитель оставляет себе (250-300 грн в день), а вот зарплату им никто не платит.
АЛКОГОЛЬ. «Выпивать нельзя. У нас каждое утро доктор проверяет. И с «душком» он вас не выпустит. Сначала снимем с рейса на три дня. Если повторится – уволим. Водителей сейчас хватает, поэтому подставлять компанию никто не даст. Если ГАИ остановит – могут забрать лицензию», — говорит собеседник. Хотя, как нам рассказал водитель Николай, разные водители бывали. Иногда некоторые умудрялись в обед пивка успеть попить.
КАРТА. А вот знания столицы от иногородних водителей не требуют. Остановки они изучают в процессе поездки. «Я пока запомнил, что «Льва Толстого» и «Львовская площадь» в разных местах находятся, так такого от пассажиров послушался», — рассказал один из водителей.
ЗА РУЛЕМ МОЖНО ЛИШЬ ПО 8 ЧАСОВ
Водители маршруток перерабатывают норму в два раза. Такой график работы полностью не устраивает ни мэрию, ни перевозчиков. «Это ненормально и так не должно быть. Водитель должен работать 8 часов. Столько же времени он должен спать. Что для этого надо? Организовать работу в две смены, а водителю предложить достойную зарплату за те 8 часов, что он ездит. Но при нынешних тарифах это невозможно (хотя на самом деле 1200 гривен прибыли в день — это суперприбыльный бизнес. — Авт.). Да и нет у нас водителей. Это ж надо еще столько же людей. А где их взять?» — говорят в Ассоциации автоперевозчиков Киева. Кстати, о ценах. Больше половины перевозчиков подняли цены еще в январе. Около 40% еще ездят по старым ценам. Похожая ситуация и с пригородными маршрутками: из-за роста цен на топливо в ближайшее время они подорожают на 1—2 грн.