Сегодня в Киеве существуют уже более ста органов самоорганизации населения. Несмотря на поддержку власти, создание нового ОСНа сопровождается рядом трудностей. Кроме того, уже созданные ОСНы не всегда могут полноценно работать.
С какими сложностями сталкиваются жители столичных микрорайонов в процессе создания ОСН и после его регистрации, разбирался "Обозреватель. Кияни".
Проблемное ОСН-создание
В последние полтора года ОСНов в столице стало больше, но до сих пор создание ОСН с соблюдением всех формальностей – дело достаточно непростое. Проблема - в устаревшем законодательстве. Поэтому очень часто с первого раза полноценный ОСН, с соблюдением всех правил, создать не получается.
Одна из проблем обнаруживается на собрании, где присутствующие должны избрать состав ОСНа - главу, заместителей, секретаря и членов. "Выбранными считаются кандидатуры, которые набрали больше 50% голосов - тогда как во всем мире побеждает кандидат с относительным большинством голосов", - объясняет проблему Алексей Орловский, директор Программы "Гражданское общество и надлежащее управление" фонда "Возрождение".
По словам эксперта, набрать 50% с первого захода, как показывает практика, не удавалось никому. "И тогда всю процедуру нужно проходить заново. Выдвинуть кандидатов, тут же изготовить бюллетени. Кабинки должны быть готовы. Выдать под расписку бюллетени и тут же подсчитать голоса, огласить результаты", - говорит Орловский.
Кроме того, проблемы также появляются на стадии принятия решения о создании ОСН. Ведь, по словам Орловского, ни один нормативно-законодательный документ ни слова не содержит о том, скольких людей должен представлять один участник собрания. В то же время собрать 20 тысяч жителей микрорайона является нереальным заданием.
Решить накопившиеся проблемы взялась Всеукраинская ассоциация содействия самоорганизации населения. Эксперты ассоциации разработали проект нового закона об ОСНах - всю процедуру создания ОСНа хотят свести к одному собранию, и дать право жителям самим решать, как голосовать.
Неконкретные полномочия
Отдельная тема для разговора – задекларированная законом возможность местных советов делегировать свои полномочия ОСНам. Как показывает практика, дальше возможности составлять админпротоколы - в случае, скажем, несанкционированной мусорки - дело не идет. "В законе, кроме фразы, что местные советы имеют право делегировать собственные полномочия, больше ничего нет. И нет даже определения, что такое собственные полномочия совета, которые потенциально можно было бы делегировать", - говорит Орловский.
Пока закон "молчит", в ОСНах поступают на свое усмотрение. Например, в ОСН "Комитет мкрн. "Березняки-Тельбин" решили контролировать благоустройство территории микрорайона. "У нас есть договоренность с КП по контролю за благоустройством о том, чтобы предоставить руководителям и членам комитета ОСНа статус общественных инспекторов по контролю за благоустройством. Это даст нам серьезные права по контролю за тем, что происходит на нашей территории", - отметил руководитель ОСН на Березняках Валерий Гуманенко.
В свою очередь Орловский сожалеет, что столичные ОСНы, как и по всей стране, не имеют всех возможных полномочий. "В Польше подсчитали, что если местные советы делегируют полномочия ОСНам, то финансовая нагрузка на решение тех же вопросов уменьшается приблизительно на 30-35%. До трети бюджета можно сэкономить благодаря такому делегированию полномочий", - отмечает директор Программы "Гражданское общество и надлежащее управление".
Тем не менее, кроме приведенных минусов, у столичных ОСН есть свои плюсы. Например, только в столице ОСН имеют право контролировать исполнительные органы власти. Этим правом воспользовались, к примеру, на Русановке. "Они провели общественный мониторинг исполнения программы "Мой двор" и выявили огромные нарушения – когда по документам все было выполнено, а на самом деле никто пальцем об палец не ударил", - говорит Орловский.
ОСНам обещают компьютеры
Несмотря на существующие недостатки, в этом году еще два столичных района (Оболонский и Святошинский) обзавелись своими ОСНами. По словам начальника ГУ внутренней политики и связей с общественностью Марины Хонды, вскоре ОСНов станет еще больше – ведь некоторые уже получили разрешения и проходят второй этап легализации.
В городской программе по развитию ОСНов на 2012-26 годы киевлянам обещают финансирование ОСНов, а также обеспечение их компьютерами.
Типы столичных органов самоорганизации населения | |
Микрорайонные | 57 |
Придомовые | 41 |
Уличные | 4 |
Квартальные | 8 |
Всего |
110 |