Насколько качественные жилищно-коммунальные услуги получают киевляне, и как ОСНы помогают бороться за высокий уровень предоставления жильцам жизненно необходимых водо- и теплоснабжения, пишет "Обозреватель. Кияни".
60% киевлян – за улучшение качества ж/к услуг
Довольны ли вы качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг? Если да – то вы в меньшинстве: полностью удовлетворенных ЖК-услугами в столице всего 3,6%. Правда, категорически недовольных тоже не много – 5,4%. Относительно нормальными предоставляемые столичными коммунальными предприятиями услуги считают 29,7% киевлян. А вот в том, что "пациент скорее мертв, чем жив", набралось аж 61% - именно столько жителей Киева признались, что качество услуг заставляет желать лучшего.
Такие данные установили в ходе письменного опроса среди киевлян представители двух столичных ОСНов – "Русановка" и "Березняки-Тельбин". Именно эти две организации самоорганизации населения взяли участие, наряду с коллегами из Запорожья, Луганска, Львова и Николаева, в программе контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг, инициированной Всеукраинской ассоциацией содействия самоорганизации населения.
По словам организаторов, в ходе опроса обнаружилась неутешающая тенденция. "Действительно пытались бороться и предлагать свои изменения не больше 10% из неудовлетворенных. А знали, как это делать, и профессионально этим занимались - не больше 5% из них", - отмечает Андрей Нестерков, председатель ОСН "Русановка".
ОСНы не могут контролировать монополистов
ОСН "Комитет микрорайон "Русановка" одним из первых воспользовался гарантированным законом правом контролировать качество жилищно-коммунальных услуг – они проверяли, насколько качественно проводились ремонтные работы на Русановке в рамках общегородской программы "Твой дом, твой двор". И добились, чтобы все обещанные работы были выполнены не только на бумаге, но и в действительности.
Такой контроль понравился и Днепровской РГА, которая поручила ОСНам контролировать такие работы и в дальнейшем. Но ЖКУ – это не только ремонты лестничных клеток и крыш. "Коммунальные услуги - понятие значительно более широкое. Это не только уборка подъездов, содержание придомовой территории. Все мы получаем и отопление, и водоснабжение, и газоснабжение. Поэтому эти вопросы тоже нужно рассматривать в таком поле", - считает Нестерков.
То, что получилось с ремонтами, реализовать с природными монополистами "Киевводоканалом" и "Киевэнерго" оказалось далеко не так просто. Особенно в связи с тем, что оба эти предприятия в Киеве не определены как поставщики услуг - что дает им простор для маневрирования, чтобы отбиться от желающих заставить их качественно работать ОСНов. "Идет противодействие со стороны этих монополистов, они никак не хотят себя признавать поставщиками услуг, и это приводит к некоторым коллизиям. Более того, они пытаются это отодвинуть на ОСМД, которые в принципе не могут воздействовать на "Киевэнерго". На технические параметры предоставления горячей воды, тепла", - говорит Валерий Гуманенко, председатель ОСН "Березняки-Тельбин".
По его словам, отсутствие контроля действительно приводит к серьезному ухудшению качества услуг, предоставляемых тем же "Киевэнерго". "Колебания напряжения в сети в пределах одного района в разных точках доходят от 250 вольт до 160. Это приводит к бытовым потерям потребителя. И никто это не контролирует. Механизма противодействия нет", - делится Гуманенко результатами проведенных исследований.
То же – и по горячей воде и отоплению. Председатель ОСН "Березняки-Тельбин" уверяет, что за последние 8 лет не было "ни одного дня", чтобы "Киевэнерго" придерживалось температурных графиков, которые само же составляет и передает в ОСМД. "Когда были сложности, в ущерб населению графики настолько не соблюдались – нельзя было пользоваться, нельзя было даже полукачественно приготовить услуги для жильцов", - возмущается Гуманенко.
Законодательство не для ОСНов
Фактически, в существующих условиях ОСНы бессильны повлиять на качество предоставляемых в столице услуг. Хотя ст.14 Закона Украины "Об органах самоорганизации населения", в которой прописаны собственные полномочия ОСНов, гарантирует им право заниматься рядом вопросов культуры, образования, благоустройства – в том числе, прописаны там и вопросы ЖКХ. Но на деле проблема в том, что эти достаточно широкие полномочия практически нереально воплотить в жизнь. Из-за ряда юридических изъянов и отсутствия механизма их реализации.
В рамках проекта киевские ОСНы-"пионеры" решили проанализировать, какая ниша в законодательстве им отведена. "Согласно закону об ОСНах, во время их создания им могут предоставляться полномочия по совершению контроля за качеством предоставляемых гражданам ЖКХ-услуг и проведенных в жилых домах ремонтных работ. Согласно Закону Украины "О жилищно-коммунальных услугах", установлены органы местного самоуправления, на которые возложен контроль за соблюдением стандартов, нормативов, порядка и правил в сфере ЖКУ, которые могут привлекать на общественных основаниях представителей ОСН", - говорит заместитель председателя "Комитета микрорайон "Русановка" Александр Чунаев.
Насчитали 171 акт, которые касаются вопросов ЖКХ, жилищно-коммунальных услуг, благоустройства, озеленения и управления районами – из которых всего около 1/5 содержат упоминания о привлечении общественности и ОСНов к контролю за качеством предоставляемых горожанам услуг.
ОСНы сделали предложение Попову и Гереге
Так дальше продолжаться не может – решили участники программы. И разработали свои предложения относительно изменений, которые помогут общественности действительно контролировать качество услуг. "Были разработаны нами нормативно-правовые акты, которые предусматривают в том числе и штрафные санкции и какие-то меры к этим монополистам. Но отклика от этих органов мы никак не получили. Разработанные нормативно-правовые акты мы направили в шесть главных управлений", - рассказывает Гуманенко.
Главки контроля за благоустройством и коммунального хозяйства прислали уведомления, что не считают целесообразным рассматривать предложения ОСНов. ГУ жилищного хозяйства восприняло инициативы по реализации прав ОСНов как посягательство на свою власть.
"Неопределенность механизма контроля за ЖКХ услугами со стороны ОСНов … может привести к вмешательству в деятельность органов власти и местного самоуправления и мешать их деятельности, что запрещено законом", - цитирует официальный ответ председатель ОСН "Березняки-Тельбин", добавляя, что во время личных встреч представители этого управления демонстрировали готовность сотрудничать. ГУ энергетики вообще "законодательные инициативы" ОСНов проигнорировало – ответа по истечении предусмотренных законами сроков они так и не получили.
Что же предлагают изменить в законодательстве ОСНы? Во-первых, изменив статут территориальной общины, усилить представительские функции ОСНов. Во-вторых, дать им право представлять проекты решений Киевсовета. Изменения должны коснуться и полномочий ОСНов – часть нужно усилить, часть – добавить. Контролировать также помогут удостоверения общественных инспекторов по благоустройству: но не номинальных, как сейчас – а с правом составлять админпротоколы, штрафовать.
Для реализации всех нововведений достаточно нескольких решений Киевсовета и постановление КГГА. Свои предложения участники программы передали главе КГГА Александру Попову и секретарю Киевсовета Галине Гереге - и надеются на то, что власть их услышит. Ведь только в плодотворном сотрудничестве общественности и власти, по мнению представителей ОСНов, может функционировать Киев, о котором мечтают жители столицы.