Общественное самоуправление

Незакрытый канализационный люк — кто должен об этом позаботиться, прежде чем туда кто-то свалится? Невывезенный мусор и ободранные стены в подъезде. Выбитое окно и наркоманы на детской площадке. Навскидку можно набросать длинный-предлинный перечень проблем, которые, на самом деле, при правильной самоорганизации общины совершенно не будут касаться ни мэра, ни губернатора. Население само в силах разобраться, что, на сегодняшний день важнее всего для данного микрорайона — ремонт крыши, строительство детской площадки или вообще деревья у реки. Это вполне по плечу органам местных самоуправляющихся сообществ.

Общественное самоуправление — это органы, имеющие определённые властные полномочия. Это органы выборные, не входящие во властные структуры, но имеющие возможность влиять на принятие решений властью и выступать от имени населения, громады, защищать их права. Они могут как угодно называться — ассоциации, сообщества и общества, суть дела от этого не меняется.

В каждом населённом пункте вопросы местного значения могут быть совершенно разными: к столице требования одни, к крохотному посёлку — другие. Бюджеты, размеры материальной поддержки – тоже, соответственно, разные. И даже в разных районах большого города нужны различные подходы к ситуации.

Вместе с тем, на самом деле, к самоорганизации граждан отношение неоднозначное. Весьма часто общественные объединения воспринимаются как конкуренция, а не помощь власти. Поэтому им стараются дать минимальные полномочия, стараясь ограничить деятельность, условно говоря, подъездом или двором. А ведь идея местного, общественного, самоуправления не нова не только в Европе, где широко и эффективно используется, но и на территории нашей страны, где она существовала ещё с дореволюционных времён в виде сложившихся общин. В известном смысле, именно в общине формируются традиции и порядки, которые используются в государстве.

Организация самоуправления на отдельно взятой территории может быть выстроена от малого к большому: от подъезда и дома до двора, квартала, улицы и, наконец, микрорайона. На плечи такой организации, которая практически независима от власти, но поддерживается ею из бюджета, может лечь очень многое. В частности, благоустройство, небольшие плановые ремонты жилого фонда и распределение средств на них, планировка и озеленение территории. Без разрешения громады и, как её представителя, органа местного самоуправления, не может быть вырублено ни одно дерево, вырыт ни один котлован, поставлен или снесён любой МАФ.

В настоящий момент общественное самоуправление не является полноправным участником вертикали власти, скорее, участником исполнительного процесса. Сейчас много говорят о реформировании местного самоуправления, забывая о том, что и реформировать-то пока по-настоящему нечего. А то, что имеется, находится в состоянии ни шатко, ни валко и не имеет широкой популярности у населения, вызывая больше раздражение, нежели сочувствие.

Между тем, такой вид управления — это самая близкая к народу власть, формируемая из самых известных и уважаемых людей. В идеале - без влияния политики. Она может помочь решать экстренные насущные проблемы, решать быстро и без проволочек, не обращаясь к высшему начальству, улучшать жизнь на территории, на которой живут люди, иметь влияние на непопулярные решения вышестоящей власти, решать вопросы по месту жительства.

В Конституции Украины и законодательно закреплено право граждан определённой территории на самостоятельное решение местных задач. А органы и общественные объединения, создаваемые территориальными сообществами, направлены на децентрализацию власти и усиление власти на местах. Это, конечно, не означает полную изоляцию от государственной власти, а всего лишь возможность действовать и развиваться при государственной поддержке и государственных гарантиях, заниматься местными вопросами, оставляя власти более высокого ранга заботы глобального порядка, стратегические вопросы. Ну и надо понимать, что независимость местного самоуправления от государства весьма условна в силу того, что от него зависят материальные условия, а децентрализация далеко не всегда вызывает восторг у представителей власти: кому охота терять рычаги управления ситуацией?

Надо сказать, что общественное самоуправление пока ещё более эффективно действует в небольших населённых пунктах и городах. В условиях мегаполиса это сделать сложнее, потому что общественно ориентированных, активных людей здесь найти труднее, сгруппировать инициативных сложнее в силу того, что много приезжих, не считающих необходимым что-либо делать для развития данной территории – люди они временные. Тем более ценны такие объединения: их создание означает, что действуют там люди убеждённые в своём предназначении, упорные в достижении цели. Только такие объединения могут стать действительной опорой местной власти и предотвратить превращение, к примеру, старых районов в трущобы. К сожалению, такая болезнь присуща многим крупным городам мира, жители которых так или иначе пострадали от кризиса.

А что могут общественники, более того, даже те люди, которые являются временными жителями на съёмных квартирах?

Поле деятельности широкое. И начинается оно с обозначения поставленных задач: неравенства жителей в большом городе быть не должно. Не бывает первосортных и второсортных жителей, не должно быть неблагополучных районов. И если общественное самоуправление благополучного нового микрорайона Европейский занято проблемой озеленения, то Троещина озабочена инфраструктурой, доступностью транспорта, безопасностью и обновлением жилого фонда. Одним надо поддерживать имеющиеся достижения, другим – следить за тем, чтобы район не превратился в гетто. О том, как однажды не проснуться в гетто, мы расскажем в следующий раз. 

Фото Никиты Юренева, фотоагентство repor.to